«УТРО НА КАВКАЗЕ» (1830).

Автограф — ИРЛИ, оп. 1. № 6. (VI тетр.), л. 18. Впервые опубликовано: Соч. Л. под ред. П. Висковатова (т. 1, 1889, с. 96).

Лирическая миниатюра Л., навеянная воспоминаниями о пребывании на Кавказе. Мотив утра, пробуждения природы тесно переплетен в творчестве Л. с мотивом Кавказа. Утренняя гамма блеска, свечения, розового цвета в целом характерна для произведений Л. о Кавказе и объединяет кавказскую лирику поэта с произведениями о возвышенной любви и светлой мечте.

9–12 строки ст. являют собой развернутое сравнение образов природы с миром человека и эмоциональными движениями его души. О.В. Миллер отмечала, что «позднее Л. использовал тему ст. и составляющее его основу развернутое сравнение солнечного луча с краской стыдливости у молодой девушки в опыте ритмич. прозы «Синие горы Кавказа» (1832)» [1; 592].

Работа над текстом шла по пути увеличения объемности пространства и конкретизации, динамики и пластичности образов. Так, например, претерпевали изменения стихи об утреннем луче — центральном образе ст. Окончательному стиху «И розовый по речкам и шатрам» в вариантах соответствовал стих «И розовый по снежным вышинам»; стиху «Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч», соответствовали варианты «Зарделся вдруг, скользнув меж дальних туч», «Зарделся вдруг, прорвавшись между туч».

Лит.: 1) Миллер О.В. «Утро на Кавказе» // ЛЭ. — С. 592; 2) Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. — С. 423.

И.А. Киселева