«УЗНИК» (1837).
Автограф (черновой без названия) — ГИМ, ф.445, №227а (театр. Чертковской библиотеки), копия — ИРЛИ, театр. ХV. Впервые напечатано — «Одесский альманах на 1840», О.,1839, с. 567–68.
Ст. создано Л. в переломный в творческом отношении период в 1837 г., когда поэт находился под арестом за ст. «Смерть поэта». Наряду со ст. «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь» входит в цикл так называемой тюремной лирики Л. Тот факт, что ст. создано автором, находящимся в тюремном заключении, позволяет видеть в нем не только аллегорию земного узничества, характерную для романтической поэзии в целом и для лирики Л. в частности, но и вполне реальную картину арестантского быта. По свидетельству А.П. Шан-Гирея [4], «Узник» был написан Л. вином на оберточной бумаге. Как и другие произведения Л., созданные в момент ареста 1837 г., ст. знаменует новый период творчества: Л. стремительно порывает с ученичеством и переходит в «ипостась» второго после Пушкина поэта России.
В качестве литературных источников указывались ст. Н.М. Языкова «Конь», пушкинский цикл «Песни западных славян» [1]. Ст. так же перекликается с пушкинским «Узником», но лишено побудительно-диалогического мотива («Давай улетим!»), вольнолюбивой декларативности и декабристских аналогий.
Ст. развивает характерные для всего творчества Л. мотивы одиночества, стихийной воли, порыва к свободе, мечты, уводящей за грань действительности, утопии свободы и покоя. Символика заточения восходит к многократно реализованной у Л. метафизической теме освобождения человеческого духа из «неволи» и поисков высшего типа жизни. Ст. соотносится с ранним ст. Л. «Желание» (1832г.), которое выглядит подготовительной редакцией к «Узнику». Л. использует первую строчку «Желания» «Отворите мне темницу…» в качестве зачина, но при этом существенно трансформирует ключевые мотивы: порыв к воле служит теперь не просто романтическим выражением мятежного пафоса, но и отражает конкретные переживания арестанта, страдающего от тюремной тоски и одиночества. Одиночество лирического героя утрачивает высокую романтическую патетику, ореол исключительности и избранничества, и обретает черты одинокости простого человека, лишенного свободы не в метафизическом, а в социальном аспекте.
Ст. написано четырехстопным хореем и имеет трехчастную структуру. В первой строфе выражен порыв узника к свободе, риторическая жалоба на неволю. Во второй части дана характерная для лирики Лермонтова картина пира, праздника жизни, из участия в котором лирический герой исключен. И, наконец, в третьей — описание тюремной камеры, в которую возвращает узника его едва успевшее воспарить воображение. Воля предстает высшей категорией, областью устремлений героя-арестанта и воплощается в трех ключевых образах: «сиянье дня», «черноглазая девица», «черногривый конь». Их символическая недостижимость подчеркнута затхлостью каземата, в который не проникает дневной свет, далекостью терема возлюбленной и необузданностью коня. Мечта лирического героя о воле разбивается о прозаические реалии тюремного быта («стены голые кругом», «умирающий огонь» лампады), порыв к свободе остается без ответа. Отъединенность и бесконтактность тюремного пространства выступает как лейтмотив, наиболее остро выраженный в финале ст. «безответ ностью» ночного часового. Т.о., единственным адресатом узника становится его собственное я, а свобода открывается за гранью привычной действительности, в области сна-прозрения.
Трехчастная композиция, фольклорная обобщенность, просьба об освобождении и жалоба на неволю сближают ст. с народной песней. Тесно связанный с юношеской лирикой Л., «Узник», тем не менее, сочетает остроту индивидуалистических переживаний романтического героя-узника с анонимностью фольклорного персонажа. Впоследствии отдельные строки «Узника» бытовали в народно-песенном обиходе и воспринимались как арестантский фольклор.
Ст. иллюстрировали М.А. Врубель, С.В. Иванов, В.И. Комаров и др. Положили на музыку А.В. Богатырев, П.П. Булахов и дp. [7].
Лит.: 1) Вацуро В.Э. М.Ю. Лермонтов // Русская литература и фольклор. — Л.: АН СССР, 1976.— С. 210; 2) Виноградов Г. Произведения Лермонтова в народно-поэтическом обиходе // ЛН. Т. 43. — С. 368; 3) Максимов Д. Поэзия Лермонтова. — Л.: Наука, 1959. — С. 208; 4) Роднянская И.Б. Узник // ЛЭ. — С. 589; 5) Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов // Художественная индивидуальность и творческие процессы. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 1973. — С. 79; 6) Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. — М.;Л.: АН СССР, 1961. — С. 76; 7) Лермонтов в музыке: Справочник // Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. —М.: Сов. композитор, 1983.– 176 с.
Т.Л. Скрябина