«ВЕСЕЛЫЙ ЧАС» (1829).
Автограф беловой хранится в ИРЛИ. Оп. 1. Тетрадь II, л. 4–5. Впервые данное произведение опубликовано в Сочинениях Л., первом полном издании под ред. П.А. Висковатова в шести томах (1889. — Т. 1. — С. 24–25).
Юношеское ст. Л. проникнуто анакреонтическими мотивами песен П.Ж. Беранже, известие об аресте которого было опубликовано в «Северной пчеле» 20 декабря, в «Journal de St. Petersbourg» 18 и 27 декабря 1828 г. и, вероятно, явилось поводом к созданию данного произведения.
Оптимистический пафос ст. мог быть порожден не только мотивами песен самого французского поэта, но и подробностями его первого пребывания в тюрьме в 1821 г., которые были изложены в ст. П.А. Вяземского [1], утверждавшего, что этот «едва ли не первый поэт Франции» «там живет припеваючи, и многие из песен его, писанных под затворами тюремными, так же свободны и милы, как и прежние» [1; 63-1, 64], и с которыми Л. мог быть знаком. Авторским пометкам Беранже «Написано в тюрьме „Сент-Пелажи“» созвучен и Л. подзаголовок «Стихи в оригинале найдены во Франции на стенах одной государственной темницы», что вместе с ритмической стилизацией и многоточием в заключительной строфе, заменяющим 4 строки, долгое время позволяло считать данное ст. Л. переводом неустановленного подлинника.
Ощущение радости бытия, переполняющее душу лирического героя, не могут поколебать никакие временные трудности («хлеб черствый», «вода гнилая, «стол шаткий» и др.). Его повышенная эмоциональность, порождаемая во многом влиянием эстетики романтизма, и веселость персонажа передаются через обилие восклицательных конструкций и обращение к «любезным друзьям», которых подбадривает неунывающий затворник. Даже «в углу темницы», в соседстве с крысами поэт не утрачивает самого главного — внутренней свободы, лишить которой не может ни одна тюрьма
Я на стене кругом
Пишу стихи углем,
Браню кого придется,
Хвалю кого хочу,
Нередко хохочу,
Что так мне удается! [I; 18]
Авторская мысль о том, что именно дух определяет счастье человека, реализующаяся в последней строфе, становится моралью всего поэтического произведения.
Лит. 1) П.А. Вяземский «Письмо из Парижа» Моск. телеграф, 1826, ч. 12, отд. 2, — С. 51–66; 2) Иванова Т.А. Юность Лермонтова. — М. Сов. писатель, 1957. — С. 89–90; 3) Любович Н.А. «Веселый час» ЛН. — Т. 58. — С. 373–377.
Т.М. Фадеева