«ВОЛЯ» (1831).
Автограф хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 11 (тетрадь XI), л. 19 об. Есть копия — хранитя в ИРЛИ, оп. 1, № 21 (тетрадь XX), лл. 39 об. — 40. В автографе заглавие заключено в скобки. При жизни поэта не печаталось. Впервые опубликовано в «Отечественных записках». 1859. Т. 127. № 11. Отд. I. — С. 265–266.
Ст. «Воля» представляет собой стилизацию русской народной песни с использованием традиционных для народной поэзии мотивов, образов и тропов. Центральный образ — персонифицированный образ воли, и все ст. построено на приеме олицетворения на основе метафорического параллелизма: «мать — злая кручина», отец — «судьбина», «молодая жена — воля-волюшка»; во второй строфе: «моя мать — степь широкая», «мой отец — небо далекое», «мои братья — березы да сосны». Использованы постоянные эпитеты и повторы: «воля-волюшка», «бедный сирота», «степь широкая», «злая кручина», «вольность милая», характерные для русской народной поэзии. По форме и содержанию ст. «Воля» близко к ряду народных песен, в которых воля предстает как абсолютная и главная ценность. Отсюда и диалогический контекст, в котором создан образ лирического героя: «Несусь ли я на коне — / Степь отвечает мне; / Брожу ли поздней порой — / Небо светит мне луной» [I; 212–213]. Мотив воли, понимаемой как желание и способность человеческого духа устанавливать ряд деяний и совершать поступки, независимо от причин и следствий, характерен для многих русских народных песен [5].
Отмечалась близость ст. «Воля» к мотивам свободы в лирике декабристов [4]. Однако мотивы «воля», «вольность» у Л. не тождественны мотивам свободы как общественной ценности, а трактуются как вольность природы и ее свободное проявление: «И вольность мне гнездо свила, / Как мир — необъятное!» [I; 213]. Ст. написано в тонической системе, что усиливает его фольклорную стилизацию.
Лит.: 1) Вацуро В.Э. М.Ю. Лермонтов // Русская литература и фольклор (первая пол. XIX в.) — Л.: Наука, 1976. — С.210–248; 2) Власова З.И. «Воля» // ЛЭ. — С. 92; 3) Гогоцкий С. Воля // Русское мировоззрение. Большая энциклопедия русского народа. — М.: Изд-во «Энциклопедия русского народа», 2003. — С. 145–146; 4) Елеонский С.Ф. Литература и народное творчество. — М.: Учпедгиз, 1956. — С. 150; 5) Песни, собр. П.В. Киреевским. Новая сер. Вып. II. Ч. 2. — М., 1929. — № 1642, 2049; Великорусские нар. песни, изд. проф. А.И. Соболевским. — Т. 3. — СПб, 1897, № 213–235, 263; 6) Эйхенбаум Б.М. Художественная проблематика Лермонтова / Вступ ст. и комм. // Лермонтов М.Ю. Стихотворения. — Л.: «Academia», 1940; 7) Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. — М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1961. — 215 с.
Л.С. Конкина