==«ВСЕ ТИХО — ПОЛНАЯ ЛУНА…» ==(1830).

Автограф хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 7 (тетрадь VII), л. 1. При жизни поэта не печаталось. Впервые опубликовано: «Русск. мысль». 1882. № 2. — С. 172.

Ст. «Все тихо — полная луна» относится к раннему периоду творчества Л., представляет ночную зарисовку среднерусского пейзажа. «Все тихо — полная луна» — совершенно законченное замкнутое в смысловом, синтаксическом и ритмико-интонационном отношениях четверостишие. М.А. Пейсахович считает, что четверостишие как вид строфы представляет в ранней лирике Л. законченную твердую форму и занимает «самое большое место, давая множество вариантов своей строфической структуры и звукового оформления» [2; 426]. Ст. «Все тихо — полная луна» представляет собой законченное в смысловом и формальном отношениях ст., которое образуют стихи четырехстопного ямба с перекрестной мужской рифмой (ABAB).

Уже в ранних ст. Л. стремится к ритмическому, мелодическому и строфическому разнообразию. Л.П. Гроссман отмечал, что «юношеские ст. Лермонтова поражают разнообразием размеров, жанров, строфических типов, тонких и сложных приемов гармонизации поэтической речи» [2; 267]. Ст. имеет завершенное смысловое наполнение, выражая в эмоционально-образной форме чувство природы, свойственное ранней лирике Л. Начало четверостишия напоминает пушкинские строки: «Все тихо — на Кавказ идет ночная мгла / Мерцают звезды надо мною» [I; 11–25]. Мотив тишины и покоя в природе, выраженный в этом ст. найдет свое наиболее полное выражение в зрелой лирике поэта («Горные вершины…», в романе «Герой нашего времени» («Бела»), став отличительной чертой выражения художественного мира Л. Например, одно из самых проникновенных описаний покоя природы, созданных в русской литературе: «Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом» [V; 189].

Лит.: 1) Бонди С.М. Черновики Пушкина. Статьи 1930–1970 гг. — М.: Просвещение, 1971. — С. 11–25; 2) Гроссман Л.П. Стиховедческая школа Лермонтова // ЛН. — Т.45–46; 3) О.М. [Миллер О.В.] «Все тихо — полная луна» // ЛЭ. — С.95; 4) Пейсахович М. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. — С. 417–491; 5) Соллертинский Е. Пейзаж в прозе Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. — С. 236–275.

Л.С. Конкина