==«<В АЛЬБОМ Н.Ф. ИВАНОВОЙ>» («ЧТО МОЖЕТ КРАТКОЕ СВИДАНЬЕ…» (1832).

p.Автограф неизв.; копия хранится в РГАЛИ, ф. 1336, оп. I, № 21 (альбом М.Д. Жедринской), л. 38, об. — 39. Под текстом ст. той же рукой проставлены дата «1832» и подпись: «М.Ю. Лермонтов». Впервые опубликовано: «Литературная газета». 1939 г.,15 окт.

Ст. Л. представляет собой последнее из известных исследователям обращений поэта к Н.Ф. Ивановой. Оно подводит итог их непростым взаимоотношениям, отразившимся в т.н. «ивановском цикле» в целом, и непосредственно связано с еще одной «прощальной» стихотворной «репликой» поэта в этом сложном психологическом диалоге — ст. «К*» («Я не унижусь пред тобою…»). Названное в альбомном обращении «стих безумный, стих прощальный», оно становится своеобразным литературным «фоном» этого небольшого альбомного обращения. В 8 строках герой Л. исчерпывает возможности развития лирической ситуации: еще одна встреча («краткое свиданье») уже не сможет ничего изменить, «час неизбежный расставанья» действительно пришел — и все прежнее становится неважным. Временная структура ст. помогает созданию лирической ситуации — предполагаемое будущее (свиданье) отвергнуто, и в последующих 6 стихах и предполагаемые действия, и душевные состояния, и переживания — все рисуется в прошлом («час… настал», «стих… бросил») ; альбомное ст., призванное быть своеобразным «памятником» чувствам, оказывается ненужным и бессмысленным. 7 строка ст. («Как след единственный, печальный…»), возможно, является косвенной реминисценцией их ст. А.С. Пушкина «Что в имени тебе моем?…» («Оно на памятном листе / Оставит мертвый след, подобный / Узору надписи надгробной / На непонятном языке…» [4].

Лит.: 1) Андреев-Кривич С.А. Всеведенье поэта. — М.: Советская Россия, 1973. — С. 89; 2) Андроников И.Л. <Комментарии > // Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 6-ти т. —М.: Худ. лит., 1964. — Т. 1. — С. 629; 3) Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. — М.: Худ. лит., 1967. — С. 136–137, 141; 4) Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 16 тт. —Т.6. — М.; Л.: АН СССР, 1937. — С. 210.

Т.А. Алпатова