== «ЗАБЛУЖДЕНИЕ КУПИДОНА»== (1828).

Автограф хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 2 (тетрадь II), л. 3. Впервые опубликовано в Соч. под ред. Висковатова (т. 1, 1889, стр. 1).

Раннее ст. Л. (1828), написанное в традициях классицистической поэзии и использующее образы античной мифологии. Появление этого ст., по-видимому, объясняется влиянием на Л. его учителей А.Ф. Мерзлякова и С.Е. Раича. Ст. представляет собой единственную попытку Л. создать басню-аллегорию в манере «легкой поэзии». Концовка ст. напоминает эпиграмму, и несколько произведений в подобном жанре были впоследствии написаны Л. («Новогодние мадригалы и эпиграммы»). В.Э. Вацуро указывает на то, что история Эрота, наказанного женщинами, была известна в литературе того времени; в 1829 г. (т.е. после лермонтовского «Заблуждения Купидона») сходный сюжет был опубликован в «Дамском журнале» в составе «Анекдотов, мыслей и замечаний» С.Н. Глинки.

Однако, несмотря на некоторую несамостоятельность в выборе сюжета и героев, Л. сумел передать в ст. то, что волновало его. Иеромонах Нестор (Кумыш) отмечает, что даже в этом раннем ст. поэт «в шутливой форме говорит о том, что его душа уязвляется любовью в гораздо большей степени, нежели сердце женщины» [3; 31]. Это несоответствие «всецелой преданности лирического героя предмету любви и незначительности чувства, которое будет испытывать его возлюбленная» [3; 31] найдет отражение и в других ст. Л. («Баллада, 1829; «К*», 1832).

Лит.: 1) Вацуро В.Э. Литературная школа Лермонтова // Лермонтовский сборник. — Л.: Наука, 1985. — С. 49–90; 2) Нейман Б.В. Русские литературные влияния в творчестве Лермонтова // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худ. лит., 1941. — С. 422–465; 3) Игумен Нестор (Кумыш). Тайна Лермонтова. — СПб.: Филологический факультет СПб- ГУ; Нестор-История, 2011. — 340 с.

Т.С. Милованова