«ЗЕМЛЯ И НЕБО» (1830–1831?).

Автограф неизв. Относится к ст. юношеского периода, отражающим подвластность поэта мотивам и мелодике русской и европейской романтической поэзии. Печатается по копии в ИРЛИ, оп. 1, № 21 (тетрадь XX), л. 34. Впервые опубликовано в «Сев. вестнике» (1889, № 3, отд. I, стр. 92). В это же время Л. работал над такими произведениями, как «Ангел», «Демон», «Поток», «Исповедь», связанными по направлению философской мысли. Ст. позволяет говорить о поисках Л. в идейно-эстетическом и ритмико-интонационном планах (обретение особой напевности) поэзии.

П.Н. Сакулин называет философскую концепцию Л. как поэта в данный период «демонической»: он как бы между землёй и небом, хоть и ближе к земле. Его мир на земле под покровом небес, счастье пребывания на которых пока ещё «грядущего тёмная даль».

Противопоставление небу земли в ст. обусловлено осмыслением её как Богом данной обители человечества. В этом противопоставлении отражён поиск ответа на вопрос о месте человека в мире. Л. рассуждает о связи земного человека, с его бренным телом и бессмертной душой, подверженной страху незнания, и небесного – неведомого, лишь обещающего блаженства. Тревожимый мыслью о тёмном небесном счастье в недоступной разуму безбрежной вселенной, Л. прикасается к теме жизни и смерти: грядущее небесное возможно только после земного существования, данного в ощущениях (земное «во власти у нас»). Уже познанные на земле муки дороги, с ними было бы жаль расстаться – вот то, что реалистически подчёркивает поэт. Это противопоставление небесному – как неизведанному – реальной действительности, данной в чувственных ощущениях, духовном любовании. В ст. сталкивается мотив изведанного и неизведанного как перспектива мотива пути, который будет характерен при упоминании земли в дальнейшем («Выхожу один я на дорогу…»), по М.Ю. Лотману.

Новаторство Л. проявляется в ст. не только в контрастной манере передачи сложной тематики, но и в освоении и демонстрации новых ритмических приёмов, идущих от немецкой и английской поэзии, с вариациями анакруз, что отмечено Б.М. Эйхенбаумом.

Лит.: 1) Асмус В. Круг идейЛермонтова / М.Ю. Лермонтов (Лит. наследство; Т. 43/44). – М.: Изд-во АН СССР, 1941. – Кн. I. – С.83-128. 2) Голованова Т.П. Земля и небо. // ЛЭ. – С.176. 3) Лотман Ю.М. М.Ю. Лермонтов; Ф.И. Тютчев «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» //О поэтах и поэзии. – СПб.: Искусство-СПБ, 1996. – С.163-172; 178-193; 4) Сакулин П.Н. Земля и небо в поэзии Лермонтова // Венок М. Ю. Лермонтову. – М.-П.: Издание Т-ва «В.В.Думнов, Наследники Бр. Салаевых», 1914. – С.194. 5) Эйхенбаум Б. Мелодика русского лирического стиха. – Пб.: ОПОЯЗ, 1922. – С. 92-93.

В.В. Леденёва