== «ЖЕЛАНИЕ» («ЗАЧЕМ Я НЕ ПТИЦА, НЕ ВОРОН СТЕПНОЙ…»)== (1831).
Автограф хранится в ИРЛИ, тетр. ХІ. В автографе сделаны пометы рукой Л.: «(Средниково. Вечер на бельведере) », «(29 июля) ». Впервые опубликовано в журнале «Отеч. зап.» (1859, № 11, отд. I, с. 259 – 60).
Юношеское ст. Л. (1831), в котором нашла отражение семейная легенда о шотландском происхождении рода Лермонтовых (ср. ст. «Гроб Оссиана», 1830). Ритмический рисунок ст. образован чередованием 4-стопного амфибрахия (в нечетных стихах) с 3-стопным анапестом (в четных). Лирический герой одинок в чуждом ему мире, испытывает чувство тоски по своей героической и прекрасной прародине. Чувство горечи, стремление к далекой древней земле подчеркнуто вопросительно-риторическими высказываниями в первой строфе и в финале ст. (О! зачем я не ворон степной!..). В них богатая палитра переживаний лирического героя: смятение, разочарование, обреченность, уважение к праху предков, надежда на счастье. Используемая автором анафора усиливает эмоционально-оценочную сторону произведения. Антитеза проявляет конфликт романтического идеала поэта и реальной действительности, где «тщетны мечты, бесполезны мольбы», где «последний потомок отважных бойцов увядает средь чуждых снегов». Образ свободной птицы, «степного ворона» (как символ воли, независимости, полета) является ключевым для раскрытия идеи ст.
По мнению Н.Л. Бродского, стремление Л. найти своих предков в Шотландии было связано со смертью отца поэта осенью 1831 г. Л. тяжело переживал враждебное отношение к отцу со стороны родных и света, искал мотивы для его оправдания, хватаясь за версию о знатном, то ли шотландском, то ли испанском, происхождении его фамилии. Вдохновленный образом графа Лерма в «Дон Карлосе» Шиллера и в «Жиль-Блазе» Лесажа, поэт подписывает ряд ст. именем Лерма (Lerma). Также Л. встречает фамилию Лермонт в балладе Вальтера Скотта «Смальгольмский барон», переведенной Жуковским.
Ст. иллюстрировали: В.М. Васнецов, В.Л. Комаров. Положили на музыку: Н. Бирюков, Л.Е. Брумберг, С.Н. Василенко, Б.Л. Битов и др. [7].
Лит.: 1) Бродский Н.Л. М.Ю. Лермонтов. Биография, т. 1. – М., Гослитиздат, 1945. – С. 342–343; 2) Розанов И. Лермонтов — мастер стиха. – М., Советский писатель, 1942. – С. 53–55; 3) Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. – Воронеж, Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1973. – С. 304–305; 4) Уманская М. М. Лермонтов и романтизм его времени. – Ярославль, ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1971. – С. 268-270; 5) Эйхенбаум Б.М. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки. – Л., Гос. изд-во, 1924. – С. 292; 6) Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. – М.-Л., Изд-во АН СССР, 1961. – С. 292.; 7) Лермонтов в музыке: Справочник. // Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. –М.: Сов. Композитор, 1983.– 176 с.
Е.Н. Орехова