== «ЖЕНА СЕВЕРА»== (1829).

Автограф – ИРЛИ, оп. 1, № 2 (тетрадь II), л. 19. Там же – копия без разночтений, оп. 1, № 21 (тетрадь XX), л. 10 об. Впервые опубликовано: Соч. под ред. Висковатого (т. 1, М., 1889, с. 46).

Раннее ст. Л. (1829), написанное в русле оссианической поэзии, со свойственными для нее таинственным колоритом «волшебной старины» [I; 58], драматическим описанием полного живых легенд сурового северного края, в образе кот. сливаются воедино представления о Финляндии, скандинавских и кельтских преданиях. Подобное соединение характерно для русской литературы, влияние оссианизма на кот. имело давнюю традицию и отразилось в творч. Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, А.С. Пушкина, Е.А. Боратынского. Увлечение оссианизмом заметно и в других ранних произв. Л. («Гроб Оссиана», «Песнь барда», «Олег»).

В «ЖС» Л. соединяет и поэтически переосмысляет различные черты оссианических произв. и скандинавской мифологии. Величественность картине предают высокая поэтическая лексика («полуночной», «старины», «сыны», «храмины», «песнопенье», «глас») и эпически спокойный, роднящий ст. с жанром баллады голос рассказчика. Воинственная и прекрасная дева олицетворяет собой таинственные силы природы, предстает плоть от плоти горных скал дикой «полуночной страны» [I; 58]. Неземная красота Жены Севера невыносима для простого человека и сулит ему неминуемую смерть. Остаться в живых после встречи с девой способны только «скальды северных лесов» – древнескандинавские певцы-воины, бывшие в оссиановской традиции образцами мужества и героизма. Спасение от смертоносной красоты возможно только через творчество – «Они платили песнопеньем / За пламенный восторга час» [I; 58]. Мотив «непонятной власти» красоты и присущих ей «всесильных чар» [II; 202] еще не раз будет появляться в творч. Л. («Тамара»).

Лит.: 1) Вацуро В.Э. «Жена Севера» // ЛЭ. – С. 163; 2) Вацуро В.Э. Оссиан // ЛЭ. – С. 357; 3) Елепова М.Ю. Рецепция оссианизма в русской поэзии первой трети XIX века // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 2. – С. 69–73; 4) Ермоленко С.И. Баллада М.Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра: дис…. кандидата филологических наук: 10.01.01 / Свердловск, 1983. – 221 с.; 5) Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов: художественная индивидуальность и творческие процессы. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1973. – 702 с

Ю.Н. Сытина