«ЗВЕЗДА» («ВВЕРХУ ОДНА ГОРИТ ЗВЕЗДА…») (1830).

Автограф неизв. Печ. по копии в ИРЛИ, оп. 2, № 40 (копия из альбома А. М. Верещагиной), л. 3. Копия (без заглавия) представляет наиболее позднюю редакцию текста. Авторизованная копия хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 21 (тетр. XX), л. 1. Впервые опубликовано: Библиотека для чтения. 1844. Т. 64. № 6. Отд. I. С. 130.

Это третье ст. Л., навеянное ст. Д. Г. Байрона «Солнце бессонных» («Sun of the sleepless», 1815) из цикла «Еврейские мелодии» («Hebrew Melodies»). Другие ст.: «Звезда» («Светись, светись, далекая звезда…») и «Еврейская мелодия» («Я видал иногда, как ночная звезда…»). Переводом ст. Д. Г. Байрона или подражанием ему не является. Л. М. Аринштейн считает ст. «Звезда» («Вверху одна горит звезда…») самой поздней вариацией на тему далекой звезды потому, что «именно его Л. включил в задуманную в 1832 книгу избранных стихов (все отобранные для этого произведения переписаны в особую XX тетрадь); оно должно было открывать том» [1].

«Обращение к надземным сферам» [3], в частности, к звездам, характерное для лирики Л., появляется и в этом ст. Двухчастная композиция и сопоставление женского «нежного взора» со звездой напоминает ст. «Звезда» («Светись, светись, моя звезда…»). Однако, в отличие от него, в ст. «Звезда» («Вверху одна горит звезда…») появляется отчужденный от человека образ звезды, не дающей надежд и исцеления душе. Таков и соотнесенный со звездой женский образ в этом ст. («Мук никогда / Он зреть не мог, / Как та звезда, / Он был далек…» [I; 99]).

На основании «Записок» Е. А. Сушковой Л. М. Аринштейн устанавливает автобиографическую основу ст. [1]. Е. А. Сушкова сообщает о том, что «Звезда» посвящена ей и получена от А. М. Верещагиной, добавляя: «Я тогда имела привычку все смотреть вверх, и Лермонтов смеялся надо мной и часто повторял, что стоит быть у моих ног, чтоб никогда не быть мной замечену» [4].

Поэтическое упоминание о душевной глухоте красавицы в ст. «Звезда» («Вверху одна горит звезда…»), а также язвительность интонаций и резкость оценок отделяют его от произведений, включающих отрадное воспоминание о первой любви («Звезда» («Светись, светись, моя звезда…»), «Первая любовь», «Кавказ»), сближая с такими ст. 1830 г, как «Нищий» («У врат обители святой…»), «Я не люблю — зачем скрывать!», посвященными Е. А. Сушковой [4; 5]. «Динамичный эффект “короткого” ямба и мужских рифм усилен астрофичностью ст.; в результате на интонационном уровне возникает непрерывный и весьма энергичный поток стихотворной речи, строфически неразложимой и членимой лишь синтаксически. <…> Подобного рода ритмико-мелодичесакая конфигурация встречается у Л. лишь однажды — в ст. “Прощанье” (“Прости! Прости!..”), тоже романсного типа, тоже написанного в 1830–1831 гг.» (Л. М. Аринштейн) [2].

Ст положили на музыку: Ф.М. Амиров, Д.И. Аракишвили, Н.Ф. Аргамаков, Н.Я. Афанасьев, М.В. Бегичева, В.Д. Биберган, И. Бронзарт, П.П. Булахов, А.К. Вустин, Г.А. Гольденберг, В.В. Гурдов, Ф.А. Заикин, А.Ф. Казбирюк, М.Н. Калачевский, Ю.А. Капри, А.А. Козакевич, Ц.А. Кюи, Н.С. Лавров, В.С. Левитская, С.М. Ляпунов, Х.Э. Матусевич, М. Нажет-Вильбушевич, И.Г. Неймарк, О.В. Никольская, В.А. Оранский, В.Н. Пасхалов, М. Понсе, Г.М. Римский-Корсаков, А.М. Севастьянов, К.С. Сорокин, Н.А. Тивольский, А.А. Шеншин, М.А. Шишкин, А.М. Шмидтгоф, П.А. Щуровский, Е. Эггерс, Ю.М. Яцевич [7].

Лит.: 1) Аринштейн Л. М. «Звезда» («Вверху одна горит звезда…») // ЛЭ. — С. 175; 2) Аринштейн Л. М. Реминисценции и автореминисценции в системе лермонтовской поэтики // Лермонтовский сборник / Под ред. И.С. Чистовой, В.А. Мануйлова, В. Э. Вацуро. — Л.: Наука, 1985. — С. 42, 43; 3) Бесчеревных Ю.С., Виноградова И.К. Нравственный идеал в любовной лирике Лермонтова // М.Ю. Лермонтов. Проблемы идеала: Межвузовский сб. научных трудов / Отв. ред. И.П. Щеблыкин. — Куйбышев: КГПИ, 1989. — С. 27; 4) Сушкова Е.А. Записки. — Л., 1928. — С. 135; 5) Щеголев П.Е. Лермонтов. Воспоминания, письма, дневники. — М.: АГРАФ, 1999. — С. 25–26; 6) Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. — М. — Л.: Наука, 1961. — С. 304–309; 7) Лермонтов в музыке: Справочник // Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. —М.: Сов. композитор, 1983.– 176 с.

А.Р. Лукинова