«ЗВУКИ» (1890–1831)

— раннее стихотворение Л. Список — ИРЛИ, оп. 1, № 21 (тетрадь XX), лл. 16 об. — 17. Автограф не известен. Есть сведения, что автограф Л. с посвящением Высотскому и датой «1830» был утерян еще при жизни гитариста. Впервые опубликовано в «Саратовском листке» (1875, № 256).

Ст. было написано под впечатлением от игры известного гитариста М.Т. Высотского, которого Л. ездил слушать вместе с приятелями. Его игра отличалась виртуозностью, самобытным стилем, выражавшимся в своеобразной интерпретации русской народной песни. По некоторым данным, Л. собирался брать у Высотского уроки по игре на гитаре. Трудно определить, что именно слышал Л. в исполнении Высотского, чей репертуар был очень разнообразен.

«Музыкализация» бытия, свойственная творчеству поэта, нашла яркое отражение в ст. Л. Поэт слушает и воспринимает музыку: она отвечает его душевному настроению, вызывает ассоциации, сближает реальную жизнь с воображаемой. Поэтические впечатления рождают образ звуковой, и в момент, когда лирический герой «внемлет сладким звукам», происходит взаимодействие чувств и мыслей, характеризующие определенный момент жизни: «Принимают образ эти звуки, / Образ милый мне..» [I; 285]. Поэт передает состояние сознания, когда внемузыкальные образы, навеянные воспоминаниями о прошлом, поют звуками, а музыкальные звуки «принимают внемузыкальный образ, зацветают зрительными образами» [1; 516]. Звуки, рождающиеся в сердце лирического героя, противопоставлены у Л. образу путника: «Как в пустыне путник безотрадной / Каплю вод живых!» [I; 285]. Так в ст. возникает мотив пути, странничества, символизирующий путь от дисгармонии и разорванности бытия к примиряющей и гармоничной картине мира.

В ст. прослеживается тесная взаимосвязь звукового и зрительного рядов сознания. Образы свето- и цвето-звука находятся в тесной взаимосвязи с образами пламени, слез: «Мнится, слышу тихий плач разлуки, / И душа в огне» [I; 285]. Это позволяет говорить о таком лермонтовском художественном феномене, как воссоздание звукообразов не только как слышимых, но и как чувственно-духовных, эмоциональных, зрительных.

Обладающий духовным слухом и взором лирический герой Л. тонко улавливает звуки высших сфер бытия. Различные эмоциональные и духовные состояния лирического героя (любовь, печаль, тревога) предстают как звучащие. Причем подобные звуки у Л. обладают чувственными характеристиками: «…внемлю / Сладким звукам я». Так создается онтологическая реальность, в которой ощущается присутствие божественного начала.

Ст. положили на музыку: А. Ф. Гедике, Г. М. Римский-Корсаков.

Лит.: 1) Эйгес И. Музыка в жизни и творчестве Лермонтова // М.Ю. Лермонтов / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.: Изд- во АН СССР, 1948. — Кн. II. — С. 514–517; 2) Мануйлов В.A., Один из воспетых Лермонтовым // Ленинградский альманах, кн. 9, Л., 1954, — С. 322–325; 3) Мансурова А.В. Поэтика звукообразов в лирике М.Ю. Лермонтова : Дис. … канд. филол. наук : — Томск, 2004. —195 c.

В.В. Шмелева