БАЛЕТ

Первая хореографическая постановка на произведения Л. состоялась в 1912 г., М.М. Фокин поставил балет «Тамар» на музыку М. Балакирева во время четвертого «русского сезона» на сцене театра Chatelet. Главные партии в нем исполнили Т.П. Карсавина (Тамара) и А.Р. Больм (Путник), декорации и костюмы создал Л.С. Бакст. Он совершил путешествие на Кавказ, чтобы воочию представить себе мизансцены для нового балета, который стал одним из величайших триумфов художника. Костюмы во всех подробностях воспроизводили грузинское средневековье. Постановка отличалась красочностью, в массовых плясках были использованы мотивы и ритмы кавказских танцев. Сюжет поэмы Л. был изменен: отступлением был финал — Тамара сама убивала Путника и снова появлялась с ним в окне и манила новую жертву. К сожалению, постановки сезона 1912 г. не вызвали особых восторгов у парижского зрителя. Балет «Тамар» был принят прохладно.

В 1913 г. Фокин поставил балет «Семь дочерей короля джинов» с Анной Павловой в главной роли на музыку симфонической картины А.А. Спендиарова «Три пальмы». В 1915 г. Фокин поставил хореографическую картину «Сон» на музыку «Вальса-фантазии» М. Глинки. Балет построен на искусной смене групп и выступлений солистки Т. Карсавиной. Картина была сочинена для благотворительного спектакля Литературного фонда в честь 100-летия со дня рождения Л. в Мариинском театре. Там же была исполнена балетная миниатюра «Лезгинка» Б.Г. Романова (из оперы Рубинштейна «Демон»), которая впоследствии получила название «Пир Гудала». В основу постановки «Лезгинки» был положен мотив джигитовки, также как и танец Тамары (В.П. Фокина) напоминал «танец барса, гибкий, вкрадчивый, медленный и в то же время резкий» [3; 30].

В советское время внимание композиторов было приковано к балетам «Ашик-Кериб», «Маскарад», «Демон», «Мцыри», в которых подчеркивается стремление к сюжетности, психологической углубленности, верность литературному первоисточнику. В 1940 г. в Ленинградском Малом театре оперы и балета балетмейстер Б.А. Фенстер дебютировал с балетом «Ашик-Кериб» (музыка Б.В. Асафьева, либретто А. д’Актиля и М. Волобринского, художник С.Б. Вирсаладзе). Спектакли Фенстера отличались четкой конструкцией, изобретательной режиссурой, художественной цельностью, в музыке и танцах балета чередовались картины Востока.

В 1941 г., в день объявления Великой Отечественной войны, в Ленинградском академическом театре оперы и балета им. С.М. Кирова состоялся спектакль Фенстера «Бэла» на музыку В.М. Дешевова, где главные роли исполнили выпускники Ленинградского хореографического училища (либретто Б.С. Гловацкого, художник Т.Г. Бруни, лит. консультант В.А. Мануйлов). В роли Бэлы выступала Н.Б. Ястребова, которая умело передала национальный колорит Кавказа с его эмоциональным накалом. Постановщики спектакля ввели сцены с участием лихого парня Митьки — денщика Печорина, чтобы подчеркнуть «русское начало» на фоне кавказских страстей. Балет «Бэла» обрел новую жизнь в 1955 г., когда Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского показал балетный спектакль на сюжет «Бэлы» (муз. Б.П. Мошкова, либретто П. Чеботарева и Т.Е. Рамоновой, балетмейстер Т.Е. Рамонова, худ. Б.А. Матрунин). Партитура Мошкова отличается обилием разнообразных по характеру и ритмическому рисунку танцев и, что особенно привлекательно, умелым использованием кавказского фольклора. Отступлением от Л. было появление в балете сестры Бэлы. Это расширило танцевальные возможности спектакля, однако исказило сюжет.

Балет «Маскарад» на музыку выпускника Московской консерватории Л.А. Лапутина стал дипломной работой балетмейстера О.М. Дадишкилиани, в 1956 г. окончившего балетмейстерское отделение ГИТИСа. Либретто хореограф написал сам. В музыке балета переданы романтическая приподнятость, страстный темперамент и глубина мыслей драмы Л. Авторам спектакля удалось сохранить ведущие сюжетные линии, характеристику эпохи и героев драмы. В либретто были введены сцены, которых нет в драме: народное гулянье, первая встреча Нины с Арбениным. Однако основой спектакля явилась любовная линия главных героев, ее драматичность, а конфликт Арбенина с обществом свелся к случайности.

Следующей, и наиболее известной, постановкой балета стала версия Фенстера, осуществленная в 1960 г. на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова. Балет «Маскарад» стал последней работой Фенстера. Осенью 1960 г. уже очень больной он приступил к репетициям. Чтобы избежать ошибок своего предшественника М. Лапутина, Фенстер старался подчеркнуть конфликт Арбенина с обществом благодаря сочетанию танца с пантомимой. Особо примечательно это противостояние выступает во 2-м акте, когда в минуту душевного смятения героя окружает толпа уродливых двуликих масок. Роль Арбенина в балете исполнил К.М. Сергеев, который придал своему образу эмоциональную силу и философскую содержательность.

Вполне подчинены общему замыслу и введенные в спектакль сцены, рисующие предысторию Арбенина: сцена с цыганкой и в игорном доме. Но, как и в предыдущих постановках «Маскарада», история и характер отношений Арбенина и Нины до потери браслета рисуются в идиллически-безмятежных тонах. Критика сурово оценила постановку: «Хореографический спектакль в постановке Б.А. Фенстера утратил социальное, философское и психологическое звучание, то есть все то, что сделало драму Л. бессмертной. В центре внимания балетмейстера оказались не характеры, не внутренние побуждения поступков героев, не сложные человеческие отношения и философско-психологическое осмысление драмы, а внешняя сторона событий. По- лучился балет о подозрительном и ревнивом муже, жестоко расправившемся с невинной женой» [6; 65]. Не лишен балет и мистических совпадений. По воспоминаниям дирижера театра Юрий Гамалея, «министр культуры Фурцева приезжала на приемку спектакля и очень неодобрительно высказалась о балете. Фенстер решил на премьеру не ехать, но кто-то позвонил ему по телефону и сообщил, что Фурцевой в театре нет. Нехотя он собрался и поехал. Почти сразу, войдя в театр, он столкнулся с Фурцевой. Начался II акт. После него были общие поклоны, вытащили и Фенстера. Но едва он после поклонов ушел за кулисы, как тут же упал замертво. Мрачный спектакль ознаменовался мрачным событием» [1; 258–259].

Трагично закончилась и сценическая жизнь этого балета. 3 фев. 1962 г., за восемь тактов до окончания первого акта, Евгений Дубовской — дирижер, ведущий спектакль, упал с дирижерского пульта и скончался, не приходя в сознание. Второй акт уже продолжил Ю. Гамалей. Больше этот балет не появлялся в афише Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова.

В 1958 г. балетмейстер И.В. Смирнов поставил «Маскарад» в Ташкенте, в Узбекском театре оперы и балета им. А. Навои. Смирнов стремился передать конфликт «Маскарада» исключительно средствами танца. Помимо спектакля в Ташкенте, им осуществлены еще постановки в Москве в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (1961, худ. В.И. Доррер), в Челябинском театре оперы и балета им. М.И. Глинки (1962, худ. А. Морозов) и в Петрозаводске в Музыкальном театре Карел. АССР (1965, худ. В. Мамонтов).

В 1961 г. в Тбилиси, в Грузинском театре оперы и балета им. З. Палиашвили был показан балет «Демон» (музыка С.Ф. Цинцадзе, либретто и постановка В.М. Чабукиани, худ. И.А. Аскурава). Композитора и постановщика привлекла, прежде всего, трагическая сила всепоглощающей любви Демона; романтическая М.Ю. Лермонтов: жизнь, творчество, увековечение памяти 46 Часть I тема бунтарства в спектакле в целом была недостаточно раскрыта. Образ демона великолепно исполнил В. Чабукиани. Он писал: «Меня привлекла в этом шедевре литературы главная мысль Лермонтова: пламенная защита человеческого права на свободу. Я стремлюсь создать образ, воплощающий жажду свободы и познания, хочу подчеркнуть стремление Демона к добру, к преодолению одиночества, его гордый бунтарский дух» [5; 10].

Поэма «Мцыри» впервые воплотилась не в опере, а в хореографии. В 1964 г. в том же театре был поставлен балет «Мцыри» (муз. А.М. Баланчивадзе, балетмейстер Р.А. Цулукидзе, худ. И.А. Кипшидзе). В этом балете-поэме внимание композитора сконцентрировано на образе главного героя, это придает сочинению черты монодрамы. Именно с образом Мцыри связаны три лейтмотива, являющиеся основой музыкальной драматургии сочинения. Его новаторское хореографическое искусство открыло новые возможности в развитии балета. В либретто балета, построенном как цепь воспоминаний Мцыри, введены сцены в ауле (детство Мцыри) и его предсмертные видения.

В 1977 г. снят телефильм-балет «Мцыри» (муз. Д.А. Торадзе, балетмейстер М.Л. Лавровский, худ. М. Мурванидзе).В 1997 г. снят телефильм-балет «Мцыри» (музыка Д.А. Торадзе, балетмейстер М.Л. Лавровский, худ. М. Мурванидзе).

В 1964 г. в Ереванском театре оперы и балета им. А.А. Спендиарова осуществлен балет «Три пальмы» на музыку Спендиарова (балетмейстер и автор либретто Е.Я. Чанга, дирижер Я.М. Восканян, худ. М.К. Аветисян). В отличие от опыта 1913 г. здесь было найдено сценическое воплощение лермонтовского сюжета. Тема лермонтовского ст. «Три пальмы» послужила основой одноактного балета В.Е. Милова, поставленного в Душанбе в 1969 г.; по нему снят фильм-балет «Восточная легенда». В 1985 г. Эдгар Оганесян, один из любимых учеников Хачатуряна по аспирантуре Московской консерватории, создал фильм-балет «Маскарад» на музыку своего учителя. Либреттистами стали Л. Вильвовская, М. Долгополов, а также Н. Рыженко и В. Смирнов-Голованов, ставшие еще и постановщиками красочного спектакля (художник И. Глазунов). Одновременно со всей музыкой А. Хачатуряна на лермонтовскую тематику Оганесян использовал материал из других его сочинений. В частности, это «Вторая симфония», «Соната-монолог для виолончели соло», «Бассо остинато» из сюиты для двух фортепьяно. Знаменитый вальс из «Маскарада» стал одной из расхожих визитных карточек композитора.

Балет «Маскарад» на музыку А. Хачатуряна был также поставлен на сценах Саратовского театра оперы и балета 10 ноября 2001 г. (художник-постащик К. Шимановская, дир.- постановщик М. Тургумбаев) Самарского театра оперы и балета 26 июня 2002 г. (худ.-постановщик К. Шимановская, дир.-постановщик В. Коваленко). Вальс из балета «Маскарад» (муз. А.Хачатуряна) был исполнен в 2014 г. на Олимпийских играх в г. Сочи фигуристами Т. Волосожар и М. Траньковым в короткой программе, их выступление принесло золотой медаль Российской сборной.

Лит.: 1) Гамалей Ю. Год 1960 // «Мариинка» и моя жизнь. Воспоминания дирижера. — Л.: ПапиРус, 1999. — 424 с.; 2) Головашенко Ю. «Маскарад» [в Ленинграде] // Театр, 1961. — № 7. — С.118–120; 3) Карп П.М. О балете. — М.: Искусство, 1967. — 227 с.; 4) Луцкая Е. Лермонтов на балетной сцене [«Маскарад» в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко] // Советская музыка, 1961. — № 7. — С.71–74; 5) Маревелашвили А. Великая миссия // Русский клуб, 2010. — №3; 6) Рулева А. Борис Брегвадзе. — Л.; М.: Искусство, 1965. — 112 с.

В.В. Шмелева