АЛЬМАНАХИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ
С 1823 г., после выхода первого тома «Полярной звезды», начался, по определению В.Г. Белинского, «альманачный период» русской литературы, продолжавшийся более десяти лет. Альманахи были хороши внешне: маленькие, изящные, с виньетками и рисунками, напечатаны на хорошей бумаге. Но и содержание их было особым: альманахи вбирали лучшие произведения прошедшего года и позволяли заглянуть в будущее литературы. Имена А.С. Пушкина, Е.А. Боратынского, Д.В. Веневитинова, П.А. Вяземского, А.А. Дельвига, И.И. Козлова, А.Ф. Мерзлякова, В.Ф. Одоевского, Ф.И. Тютчева, В.Г. Теплякова украшали альманахи. А рядом были имена малоизвестных авторов: В.Е. Вердеревского, В.Н. Григорьева, М.П. Загорского, Н.А. Маркевича, С.Д. Нечаева, А.С. Норова, А.Г. Ротчева… И это соседство отражало реальную литературную жизнь, сложное взаимодействие творческих индивидуальностей. Все важные явления литературного процесса 1820–1830-х годов нашли воплощение в альманахах, которые Пушкин назвал «представителями нашей словесности».
Альманахи не были равноценными. Их образно классифицировал Белинский, поделивший альманахи на «аристократов», «мещан» и «мужиков». Альманахи дают представление о «золотом веке» русской поэзии, о самобытной национальной прозе, о литературной критике того времени, расширяют знания об известных талантах и об авторах, почти забытых сейчас, вводят в научный оборот новые имена, выявляют взаимодействие разных творческих индивидуальностей. Они раскрывают духовную жизнь эпохи, дают срез культурных и нравственных устремлений русского общества на важном этапе его развития. Они раскрывают своеобразие русской национальной философии, а также ее связи с литературой. Становление русской философской мысли происходит именно в «альманачный период». Тогда в литературе рождается новое направление — философский романтизм, охвативший своим влиянием не только поэзию, но и художественную прозу, литературную критику. Философский романтизм в России был органично связан с православными идеями. И подтверждением тому служат публикации в лучших русских альманахах. Многих мыслителей 1830-х годов занимали вопросы религии и философии, что нашло отражение в альманахах того времени.
Временные рамки участия Л. в литературных альманахах определить непросто. Существует предположение, что оно связано с альманахом «Цефей», выходившим в Москве в 1829 г. Показательно название этого издания: как московский альманах он получил название из мира надземного. Цефей — это трудно различимое созвездие в северной части неба, рядом с созвездием Большой Медведицы. Альманах был составлен из сочинений выпускников Благородного пансиона, где учились Л. и другие ученики С.Е. Раича. Активным автором и, видимо, издателем «Цефея» был пансионер Н.А. Степанов, впоследствии ставший художником-карикатуристом. Существует мнение, что опубликованные здесь «Мысли, выписки и замечания», подписанные инициалами N.N., были написаны Л. В.Э. Вацуро высказал предположение, что Л. лишь воспользовался «Мыслями…» как «материалом для эпиграмм» [4; 63].
Но собственные произведения Л. появились в литературных альманахах уже в самом конце «альманачного периода», когда на смену альманахам приходили литературные сборники, способные вместить в себя довольно объемные прозаические произведения. Потому альманашных изданий с произведениями Л. совсем немного. Прежде всего, это «Одесский альманах на 1840 год» (Одесса; 1839), издателем которого был этнограф и археолог Д.М. Княжевич, назначенный в конце 1830-х гг. попечителем Одесского учебного округа. Немалую роль в издании этого альманаха сыграл Н.И. Надеждин, бывший редактор «Телескопа». В «Одесском альманахе» 1839 и 1840 гг. приняли участие многие столичные литераторы: М.А. Максимович, В.Г. Бенедиктов, К.К. Павлова, К.С. Аксаков, Н.А. Мельгунов, П.Г. Ободовский, В.С. Филимонов, С.Е. Раич, П.А. Вяземский, А.И. Подолинский, Н.А. Степанов, Д.Ю. Струйский, А.Ф. Вельтман, Е.П. Ростопчина, М.А. Дмитриев, Ф.Н. Глинка. Л. был в их числе. Обе книжки этого альманаха отличались разнообразием содержания.
Альманах получил положительную оценку современной ему критики. В частности, по достоинству оценил «Одесский альманах» Белинский, отметивший, что содержание этого альманаха, изданного «с благотворительною целью», «богато и ценно». Как особенно «богатую и разнообразную» оценил Белинский стихотворную часть «Одесского альманаха». Рядом со ст. Бенедиктова, Подолинского, Вяземского, А.П. Глинки, Ф.Н. Глинки, переводами Аксакова и Струговщикова отмечены два ст. Л. Все это, по мнению Белинского, «современные знаменитости». В поэтическом ряду альманаха «много хорошего, но мало превосходного или хоть чего-нибудь резкого, выдающегося». Два ст. Л. («Узник» и «Ангел»), помещенные в «Одесском альманахе», отнесены к самым первым его опытам. По мнению Белинского, «эти два стихотворения недурны, даже хороши, но только не превосходны, а без этого не могут быть и хороши, когда под ними подписано имя г. Лермонтова» [2; 376–377].
Особое место среди альманашных изданий, где встречается имя Л., занимают два выпуска альманаха «Утренняя заря» (на 1842 и 1843 гг.), изданного В. Владиславлевым. В первом выпуске было опубликовано ст. «Любовь мертвеца», во втором — ст. поэта «Валерик». Этот альманах Белинский назвал «давно уже прекрасной и желанной гостьей в русской литературе» [3; 344]. Критик дал высокую оценку «Утренней заре», которая появлялась всегда на рубеже литературных годов, подводила итог уходящему году и заставляла с надеждой встречать год новый: «Появлением своим она всегда пробуждает от апатического сна нашу ленивую и неповоротливую литературу: ее читают и смотрят, ею восхищаются и любуются, ей все рады, ее все единодушно хвалят». «Перлом альманаха» критик считает ст. Л. «Валерик», называет его «одним из замечательнейших произведений покойного поэта»: «оно отличается этою стальною прозаичностью выражения, которая составляет отличительный характер поэзии Лермонтова». Причину этого качества Л. Белинский видит «в его мощной способности смотреть прямыми глазами на всякую истину, на всякое чувство, в его отвращении прикрашивать их» [3; 344–345].
Впоследствии произведения Л. публиковались уже в литературных сборниках, пришедших на смену альманахам: в украинском литературном сборнике «Молодик на 1844 год», издаваемом И. Бецким, в литературных сборниках «Вчера и сегодня», составленных гр. В.А. Соллогубом (СПб., 1845), в сборнике «Язык цветов, или Описание эмблематических значений, символов и мифологического происхождения цветов и растений. С прибавлением ст., написанных на цветы русскими поэтами» (СПб., 1849), в «Рауте» — литературном сборнике в пользу Александринского детского приюта. (М., 1851) и др.
Лит.: 1) Батурова Т.К. Страницы русских альманахов. — М.: Век, 1998. — 108 с.; 2) Белинский В.Г. Одесский альманах на 1840 год // Собр. соч.: В 9 т. — Т.3. — М.: Худ. лит., 1978. — С. 373–379; 3) Белинский В.Г. Утренняя заря, альманах на 1843 год, изданный В. Владиславлевым // Собр. соч.: В 9 т. — Т.5. — М.: Худ. лит., 1979. — С. 344–348; 4) Вацуро В.Э. Литературная школа Лермонтова // Лермонтовский сборник. — Л.: Наука, 1985. — С. 49–90; 5) Моторин А.В. Духовные направления в русской словесности первой половины XIX века. – Вел. Новгород, 1998. — 212 с.; 6) Романтизм в литературном движении. — Тверь: Изд-во ТвГУ, 1997. — 156 с.; 7) Смирнов-Сокольский Н.П. Русские литературные альманахи и сборники XVIII–XIX вв. – М.: Книга, 1965. — 593 с.
Т.К. Батурова