«АЗРАИЛ»

(1831). Автограф неизвестен. Копия хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 21 (XX тетрадь), лл. 27 об. — 31. В копии нет названия. Имеется копия начала поэмы (стихи 1–37) рукою А. Закревского хранятся в ИРЛИ, ф. 244, оп. 1, № 124 (альбом Ю. Н. Бартенева), лл. 181–183. Впервые опубликовано в «Сарат. спр. листке» (1876, № 43, стр. 1–2) с небольшими неточностями. Ранняя поэма Л. (1831). По жанру представляет собой поэму-мистерию, в духе байроновской мистерии «Небо и земля» (1822) и его же поэмы «Каин» (1821). Стихи в поэме чередуются с прозой: монологи Азраила написаны стихами, а прозой — диалоги Азраила и девы. Такая необычная структура дала возможность исследователю С.Н. Дурылину заявить, что причисление «Азраила» к поэмам было ошибкой, это произведение является драмой.

Исследователи отмечали тематическую близость «Азраила» поэме «Демон», однако, в отличие от «Демона», над которым Л. работал на протяжении многих лет, к поэме «Азраил» он больше не возвращался. Возможно, в ней было слишком сильно влияние Байрона, и Л. оставил ее, чтобы в «Демоне» заняться разработкой собственного сюжета.

Как и другая поэма того же года, «Ангел смерти», «Азраил» окрашен в восточный колорит. Израил (Азраил) — ангел смерти у мусульман; упоминается это имя и в Библии. В разговоре с девой Азраил говорит о «законе Моисея». Однако действие поэмы, по-видимому, происходит уже в христианскую эпоху, т.к. в описании девы сообщается, что она носила на груди крест.

Герой поэмы, Азраил, не является ни ангелом, ни демоном. Свое отличие от ангелов он осознает сам: «они / Беспечно проводили дни, / Не знали тайных беспокойств, / Душевных болей и расстройств, / Волнения враждебных дум / И горьких слез…» [III; 128]. Азраила отличает от ангелов какая-то неуспокоенность, желание большего («безвестной цели»), напряженная умственная деятельность (тогда как ангелы, по его утверждению, не знали «волнения враждебных дум»). Как и демон, Азраил имеет сердце «надменное и полное огня», но в то же время он лишен демонической злобы. Он страдает от собственной раздвоенности: ангелы всецело преданы небесам, тогда как он в равной мере любит и небеса, и землю. «Полуземной, полунебесный, / Гонимый участью чудесной» [III; 128], — характеризует себя Азраил.

Не понимая цели своего существования, Азраил начинает роптать на Бога и за это терпит наказание (какое именно, он не уточняет, т.к., по его мнению, дева слишком молода и беспечна для разговоров о подобных вещах). Как и Демон, он ищет спасения в любви смертной. Подобно байроновскому Люциферу, открывавшего смертному — Каину — такие знания, которые его ум не в состоянии постичь, Азраил смущает своими речами деву и говорит о вещах чуждых и непонятных ей. Однако рассуждения о высоких материях неожиданно завершаются ироническим финалом: дева объявляет, что по воле матери выходит замуж за другого. Азраил встречает это известие без злобы, однако не может удержаться от иронического замечания о природе женщин вообще: «Вот женщина! Она обнимает одного и отдает свое сердце другому! <…> Я не сержусь, (горько) и за что сердиться?» [III; 128].

Так восточная поэма о любви падшего ангела и смертной неожиданно сближается с лермонтовской любовной лирикой, в которой лирическое «я» поэта страдает не только от неверности возлюбленной, но и от осознания, что она оказалась недостойной любви. Она не смогла или не захотела понять ни возвышенных стремлений поэта, ни причины его страданий (так же, как и дева признается, что ничего не поняла в речах Азраила) и безо всяких угрызений совести позволяет себе играть его чувствами. Еще в 1828 г. в ст. «Заблуждение Купидона» Л. писал, что «женщина любви не знает» [I; 10], по-видимому, дальнейший опыт только укрепил его в этой мысли. Ее выражает и Азраил в поэме, воспринимая поступок девы как нечто закономерное, как то, чего и следовало ожидать от женщины.

Лит.: 1) Дурылин С.Н. Врубель и Лермонтов // М.Ю. Лермонтов. ЛН. Т. 45/46. — М.: Изд-во АН СССР, 1948. — Кн. II. — С. 541–622; 2) Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. — М.; Л.: Наука, 1964. — 266 с.; 3) Нольман М. Лермонтов и Байрон // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М.: ОГИЗ; Гос. издво худ. лит., 1941. — С. 466–515.

Т.С. Милованова