«БОЯРИН ОРША» (1835–1836).
Романтическая поэма Л. Автографы: РГБ. Собрание рукописей Л., №1, лл. 2–12 об.; ГИМ. Ф. 445, №227а (тетрадь Чертковской библиотеки), л. 61 об. (стихи 420–433); ИРЛИ. Оп. I, №45, лл. 10–10 об. (стихи 747–815 и отрывок, не вошедший в окончательный текст).
Поэма впервые была опубликована после смерти Л. в 1842 г. в «Отечественных записках» (т. 23, №7, отд. 1, с. 1–24 с цензурными пропусками).
В.Г. Белинский в письме В.П. Боткину дал восторженный отзыв: «Сейчас упился я “Оршею”. Есть места убийственно хорошие, а тон целого — страшное, дикое наслаждение. Мочи нет, я пьян и неистов. Такие стихи охмеляют лучше вин» [1; т. 12, 111].
«Боярин Орша» состоит из трех глав, каждой из которой предшествует эпиграф из Дж. Байрона: первой главе из поэмы «Паризина» (1816), второй и третьей из «Гяура» (1813). Эпиграфы расставляют смысловые акценты: к «Гяуру» восходят характеры Орши и Арсения, к «Паризине» — греховная связь героев. В центре поэмы лежит любовный конфликт: трагический исход любви дочери боярина Орши и его «раба» Арсения.
Узнав, что его дочь тайно встречается с пленным юношей Арсением, Орша жесткого расправляется с влюбленными: Арсения заключает в монастырскую тюрьму, а свою дочь обрекает на голодную смерть, он запирает ее в комнате в замке, а ключ выбрасывает в Днепр. Жестокая месть продиктована чувством сословной гордости. Арсению удается бежать из тюрьмы, он переходит на сторону шляхтичей, но мечтает только об одном: об освобождении возлюбленной.
Поэма написана на историческом материале. Л. описывает эпоху царствования Ивана Грозного (1530–1584) и Ливонскую войну XVI в. Вероятнее всего, поэт пользовался «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина. Главный герой, именем которого названо произведение, боярин Орша, персонаж вымышленный. Никаких исторических подтверждений существования этого человека не установлено. Л. называет его «боярин Михаил прозваньем Орша». Орша — название реки и древний город возле нее в Белоруссии, который упоминается еще в «Повести временных лет». В городе действительно есть монастырь, правда построен он был лишь в XVII в. Вероятнее всего, имя герою Орша дано было ему по участию в битве при этой реке. Битва под Оршей произошла в 1514 г. Т.о., главный персонаж поэмы предстает перед читателем русским героем.
Отсылки к историческим фактам можно проследить по ходу повествования: Орша удаляется от двора Ивана Грозного из-за того, что он «опричным огорчен», т.е. не хочет принимать участие в жестокости опричников (1565–1572). Это характеризует его как положительного персонажа. В третьей главе Л. упоминает о том, что «разнеслась везде молва, что беспокойная Литва с толпою дерзких воевод на землю русскую идет» — прямая отсылка к началу Ливонской войны (1558–1583).
Единственная реальная историческая личность, которая упоминается в поэме — Иван Грозный. Л. не стремится к хронологической точности, для него главное — сама эпоха, историческая среда. Задачей поэта-романтика становится создание мрачного колорита времени и погружение в него героя. Белинский, указывая на недостатки поэмы, говорил о том, что произведение «…не только слегка начерченное, но даже детское, где большею частию ложны и нравы и костюмы…» [1; VI; 257].
Однако Л. удается передать колорит эпохи, но через призму восприятия человека первой трети XIX в. Используя реальные факты, он добавляет к ним вымысел, внося в поэму условноисторическое содержание. Боярин Орша, по мысли Л., типичный представитель эпохи Ивана Грозного. Он смел, отважен в бою, служит на благо царю («Бывал он в битвах, хоть и стар, / Против поляков и татар»), человек не терпящий лжи («При виде трепетных льстецов / Щипал концы седых усов») [IV; 8], грозный и в то же время он «обиженный» отец. Орша противопоставлен Арсению.
Арсений — романтический герой, его движущее начало — страсть. Главная черта — гордость («…Гордый вид и гордый дух, / Столь непреклонный пред судьбой») [IV; 26]. Это байронический тип, который в отличие от Орши не имеет исторической типизации. Его трудно назвать положительным.
Арсений явно не вписывается в эпоху Ивана Грозного, это романтический герой-индивидуалист. Арсений — «раб» Орши.
Он был взят ребенком в плен и вырос в монастыре под присмотром монахов. Ради любви Арсений совершает преступления: становится разбойником, изменяет своему отечеству. По мысли Белинского: «…Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах личности. <…> Для кого доступна великая мысль лучшей поэмы его “Боярин Орша” и особенно мысль сцены суда монахов над Арсением, те поймут нас и согласятся с нами» [1; т.7, 37]. Л. поднимает проблему права человека на земное счастье. На суде игумен обвиняет Арсения: «Безумный, бренный сын земли! / Злой дух и страсти привели / Тебя медовою тропой / К границе жизни сей земной» [IV; 20]. «Медовая тропа» — путь греха, который ведет к страданию, но в то же время, по мысли Л., и к свободе.
Арсений не может смириться со своей судьбой, судьбой человека, обреченного стать прахом. «Так вот все то, что я любил! / Холодный и бездушный прах!» [IV; 38] — восклицает он, найдя останки своей возлюбленной.
В основе поэмы лежат конфликт личности и общества, а также нравственный поединок героев. Можно говорить о том, что в поэме не один, а несколько конфликтов (личностный и общественный). В личностном поединке между Арсением и Оршей выигрывает Арсений, который следует за своими убеждениями, любовью. Орша, ведомый гордостью (его дочь, по его убеждениям, не может любить раба), губит свою дочь.
Кульминацией в этом конфликте становится сцена, в которой Арсений врывается в комнату любимой девушки и находит ее останки. В общественном же поединке побеждает Орша, который погибает с честью в борьбе за отечество, когда как Арсений становится предателем. У Арсения нет будущего, нет родины, нет любимой. Он потерян: «Теперь осталось мне одно: / Иду! — куда? не все ль равно, / <…> Иду отсюда навсегда / Без дум, без цели и труда, / Один с тоской во тьме ночной, / И вьюга след завеет мой!…» [IV; 40]. Кульминация второго конфликта — сцена у дуба и разговор Арсения с умирающим Оршей. По мысли Л., невозможно обрести счастье преступлением (предательство родины). Победа Орши куплена дорогой ценой своей жизни и жизни дочери. Им движет понятие семейной чести, основанное на бытовом укладе жизни средневековой Руси, поэтому он не мстит Арсению, а карает его.
В поэме много примет времени, обычаев и проч. Интересно описание внутреннего убранства дома боярина. Одним из главных атрибутов дома благочестивого человека становится икона. Боярин Орша, возвращаясь после долгого отсутствия домой, вносит иконы: «Покои темные кругом / Уставил златом и сребром; / В алмазах, в жемчуге, с резьбой / Повесил в каждом он углу» [IV; 8]. Также «ожившие глаза» лика на иконе предсказывают герою трагические события: «Висят над ложем образа; / Их ризы блещут, их глаза / Вдруг оживляются, глядят — / Но с чем сравнить подобный взгляд? / Он непонятней и страшней / Всех мертвых и живых очей!» [IV; 10].
В поэме присутствуют фольклорные мотивы: сказка Сокола, которая предвосхищает дальнейшее развитие событий («сказка про оскорбленного отца»), эмоционально-символический северный пейзаж. Но в «Боярине Орше» нет той народнопоэтической традиции, которая присутствует, например, в «Песне про купца Калашникова». Л. использует образность, изображая бой как пир («Во все помчалися концы, / Зовут бояр и их людей / На славный пир — на пир мечей!» [IV; 30].); постоянные эпитеты: «темна ночь», «младая дочь», «сине море», «тоска-змея». Но таких элементов не много. Поэма эпична, а не лирична. Отмечалось, что история отношений влюбленных обрисована в духе народных песен и сказок о любви «холопа» к боярской дочери. В.Э. Вацуро указывал на связь сюжета «Боярина Орши» с фольклорной балладой «Молодец и королевна», а также на близость к сюжету баллады «Князь Волконский и Ванька-ключник» [2].
В раннем творчестве Л. можно наблюдать такое явление как «самоповторение», когда поэт пользуется ранее написанным материалом. «Исповедь» (1830–1831) содержит основу поэмы «Мцыри» (1839), стихи из «Джюлио» (1830) переходят в «Литвинку» (1832), большие фрагменты из «Литвинки» и имя героя, Арсений, — в «Боярина Оршу», стихи из «Орши» в «Мцыри» (ср.: «Ты слушать исповедь мою / Сюда пришел, благодарю…» [IV; 20].). «Боярин Орша» становится этапным произведением Л. на пути от раннего творчества к зрелому. Поэма написана четырехстопным ямбом с сплошными мужскими рифмами.
В 1909 г. режиссер Петр Чардырин снял немой художественный короткометражный фильм по мотивам поэмы «Боярин Орша».
Лит.: 1) Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 тт. — М. —Л.: АН СССР. 1953–1959. — Т. 6. — С. 257, 373, 415, 533, 548; Т. 7. — С. 37, 625; Т. 8. — С. 340; Т. 12. — С. 85, 111, 115. 2) Вацуро В.Э. Сюжет «Боярина Орши» // Концепция и смысл: Сб. статей в честь 60-летия проф. В.М. Марковича. — СПб., 1996. — С. 186–196. 3) Дурылин С. Как работал Лермонтов. — М.: Мир, 1934. — С. 65–71. 4) Краевский А.А. Отеч. зап., 1842. — Т. 23. № 7. — Отд. I. — С. 1–2. 5) Меднис Н. Датировка поэмы М.Ю. Лермонтова «Боярин Орша» // Тезисы и доклады XV научной студенческой конференции. — Г., 1962. — С. 14–15. 6) Щеблыкин И.П. М.Ю. Лермонтов. Очерк жизни и литературного творчества. — М.: Русское слово, 2000. — С. 87–88. 7) Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. — М. —Л.: АН СССР, 1961. — С. 87–88.
М.А. Дорожкина