«ПРЕСТУПНИК» (1829).
Автограф — ЛБ (тетрадь А.С. Солоницкого из собр. Н. С. Тихонравова, л. 1–6). Копии — ИРЛИ, оп. 2, № 39 (с исправлениями Висковатого) и РНБ, Собр. рукоп. Л., № 65. Впервые опубликовано: «Отеч. зап.», 1859, № 7, отд. I, с. 22–26.
Ранняя романтическая поэма Л. (1829). Поэма имеет тесную связь с ранней лирикой поэта, но в то же время в ней есть и отличия в трактовке образа героя. Если в лирике изображается душевное состояние разочарованного и мятежного героя, то в поэме показаны события, приведшие к формированию именно такого типа личности: страстный и мятежный юноша, влюбившийся в собственную мачеху, вынужден бежать из родительского дома и присоединиться к шайке разбойников. Жестокости, свидетелем которых он становится и которые творит он сам, лишают Преступника, по его же собственному признанию, естественных человеческих чувств: сострадания, радости, — однако не убивают в нем «любовь к свободе золотой» [III; 56].
Однако следует отметить и другую, более важную его черту — самоосуждение. Герой сам называет себя «преступным, безрассудным», и это, несомненно, свидетельствует о том, что он сохранил в своей душе идеальные представления о добре, хотя и не способен претворить их в жизнь. По мнению игумена Нестора (Кумыша), лермонтовский Преступник сочетает в себе «противоположные начала, силу и бессилие» [3; 124]. Его сила заключается в том, что он не только сумел выжить в жестоком мире, но и завоевать себе в нем исключительное положение, стать атаманом, которого уважают и к которому прислушиваются разбойники. Но герой в то же время и слаб, поскольку становится жертвой собственных страстей, не имеет в себе сил сопротивляться злу. Подводя невеселый итог своей жизни, осуждая себя, он вместе с тем не выказывает никакого желания измениться.
Поэма имеет форму исповеди: герой по просьбе разбойников рассказывает им историю своей жизни. Исповедальные мотивы занимают важное место в творчестве Л. «Лермонтовский человек», рассказывающий свою историю, желает выразить свои мысли, чувства, переживания, поделиться ими с другим человеком, возможно, найти понимание и т.о. преодолеть свое одиночество. Исповедь присутствует уже в одной из первых поэм Л. — «Корсар», а в дальнейшем она будет играть важную роль в таких поэмах, как «Джюлио», «Исповедь», «Азраил», «Мцыри».
Другой мотив, присутствующий в поэме «Преступник» и не менее важный для Л., — это мотив сиротства. «Бежал я сирый, одинокий» [III; 52], — говорит Преступник о своем бегстве из отцовского дома. В.Н. Аношкина в главе о Л. в своей книге «Православные основы русской литературы XIX века» пишет об обостренном переживании «лермонтовским человеком» чувства отчужденности, сиротства. Несомненно, это можно сказать и о Преступнике, который тяготится своим одиночеством («я всем далек, я всем чужой», [III; 56]), бездомностью. Но вместе с тем герой понимает, что и отца, и дома он лишил себя сам, т.к. отца он предал, обманув его доверие, а родной дом сжег.
Исследователи отмечали интерес Л. к фольклору, нашедший отражение в выборе сюжета поэмы и отчасти в лексике — в выражениях «атаман честной», «добрые молодцы», «волюшка» и т. п. Впрочем, по мнению Л.Я. Гинзбург, «непосредственного восприятия народного быта» [2; 205] в поэме пока еще нет, в ней преобладает книжное начало. Также исследователи указывали на близость «Преступника» к другим произведениям на «разбойничью» тему («Братья разбойники» А.С. Пушкина, «Русская разбойничья песня» С.П. Шевырева).
Лит.: 1) Аношкина-Касаткина В.Н. Православные основы русской литературы XIX века. — М.: Пашков дом, 2011. — 248 с.; 2) Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова. — Л.: Худ. лит., 1940. — 233 с.; 3) Игумен Нестор (Кумыш). Тайна Лермонтова. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, Нестор-История, 2011. — 340 с.; 4) Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова / Отв. ред. Г. М. Фридлендер. — М.; Л.: Наука, 1964. — 266с.
Т.С. Милованова