«ТАМБОВСКАЯ КАЗНАЧЕЙША» (вторая половина 1830- х гг).

Автограф неизв. Черновые наброски «посвящения» и двух строф (LI—LII) — ГИМ, ф. 445, 227 а (тетр. Чертковской б-ки), л. 43 и 63 об. Впервые была опубликована в 1838 году в журнале «Современник» (т. XI, № 3, отд. VIII, с 149–78) под названием «Казначейша». Об истории публикации известно из письма М.Ю. Лермонтова М.А. Лопухиной от 15 февраля 1838 года: «Я был у Жуковского и отнес ему, по его просьбе, “Тамбовскую Казначейшу”; он понес ее к Вяземскому, чтобы прочесть вместе; им очень понравилось, напечатано будет в ближайшем номере “Современника”». Однако публикация вызвала негодование поэта, о чем сообщает в своих воспоминанях И.И. Панаев: «…я застал Лермонтова у г. Краевского в сильном волнении. Он был взбешен за напечатание без его спроса «Казначейши» в «Современнике», издававшемся Плетневым. Он держал тоненькую розовую книжечку «Современника» в руке и покушался было разодрать ее, но г. Краевский не допустил его до этого.

– Это черт знает что такое! позволительно ли делать такие вещи! — говорил Лермонтов, размахивая книже чкою… — Это ни на что не похоже!

Он подсел к столу, взял толстый красный карандаш и на обертке «Современника», где была напечатана его «Казначейша», набросал какую-то карикатуру» [12]. Возмущение Л. вызвал не факт публикации, а цензурные искажения: было изменено название произведения, город в тексте обозначался буквой Т с точками, было изъято 26 строк. Т.к. рукопись не сохранилась, восстановить их невозможно.

Датируется приблизительно. В.А. Мануйлов считает, что замысел мог возникнуть в конце 1835 года, когда по пути в Тарханы Л. заезжал в Тамбов, а текст основном создавался в январе-феврале 1836 года в Тарханах. Закончена «Тамбовская казначейша» в начале 1838 года [10, 11]. Г.Б. Буянова на основе анализа XXIX строфы высказывает предпложение, что основная работа над произведением происходила в 1837–1838 гг., хотя замысел мог возникнуть раньше [2].

Поэма нечасто привлекала внимание исследователей. Можно утверждать, что в настоящий момент лишь обозначены основные проблемы, требующие детального изучения.

Прежде всего, неясно место «Тамбовской казначейши» в эволюции творчества Л. Ее рассматривают либо в связи с юнкерскими поэмами (А.И. Журавлева, например, считает, что Лермонтов «легализовал» в ней «некоторые свои открытия, достигнутые в [этом] малопочтенном жанре» [5]), либо выявляют общие жанровые признаки с поэмой «Сашка». С.И. Кормилов обнаружил сходство в структуре «Тамбовской казначейши» и «Песни про купца Калашникова…» (в основе любовный трегольник, ситуация бесчестья, аналогичное соотношение типов и последовательность поступков) при полной противоположности идейно-тематического решения (героическое и возвышенное отнесено в прошлое, низменное и пошлое закреплено за настоящим) [7].

Нет единого мнения в определении жанра «Тамбовской казначейши». Лермонтов называл ее «сказка», «быль», «рассказ». Исследователи определяют как «повесть в стихах» [Мануйлов], ироническая (шутливая) поэма [2, 15, 16], «поэма о русской провинции» [14], новелла [17]. Все исследователи сходятся в том, что в «Тамбовской казначейше» проступает традиция стихотворной новеллы, conte, т.к. фабульной основой является анекдот, бытовой эпизод, о котором рассказывается в стилистике иронического повествования. Сам поэт указывает на связь поэмы с пушкинским «романом в стихах» «Евгений Онегин» («пишу Онегина размером»). Однако глубоко «онегинский» пласт в поэме не изучен. Пока только выявлены реминисценции из «Евгения Онегина», общие стратегии повествования (установка на «диалог с читателем», легкий иронический тон, вовлечение читателя в литературную игру, обсуждение литературных тем и собственного творения, включение «чужого слова» и др.) [18], а также синтез лирического, эпического и драматического в поэме [1], описаны формы иронии [15].

Кроме того, выявлено типологическое сходство с поэмой «Граф Нулин», жанр которой сам Пушкин определял как «повесть», в меньшей степени — с «Домиком в Коломне» [4, 5].

Принципиально новый этап в изучении «Тамбовской казначейши» наметился в начале 2000-х годов, когда были опубликованы работы Л.В. Пумпянского и А.И. Журавлевой, в которых «Тамбовская казначейша» была включена в другой ряд — не предшествущей, а современной и последующей литературы (И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь) [3, 8, 9, 13]. А.И. Журавлева высказала мысль о том, что Л. стремился создать свой вариант современной повести: «Анекдотическая фабула, — пишет она, — является для Лермонтова мотивировкой для создания выразительного нравоописательного произведения из быта русской провинции» [5]. И указывает на «Повести Белкина» как возможный ориентир при работе над «Тамбовской казначейшей». На аналогичный жанровый контекст, но только гоголевский, указывает и В.Ш. Кривонос. Развивая идею Л.В. Пумпянского, он раскрывает жанровую близость и тематическое сходство «Тамбовской казначейши» с повестью Гоголя «Коляска» (мифологизация провинциального пространства, особая смеховая культура и др.) [8], [9].

Еще одно направление в изучении «Тамбовской казначейши» связано с выявлением прототипической основы сюжета, краеведческим комментарием. «Тамбовская казначейша» также рассматривается как исторический источник, позволяющий воссоздать жизнь провинциального русского города XIX века [6].

Лит.: 1) Буянова Г.Б. Автор-повествователь как герой сценического действа в поэме М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша» // Лермонтовские чтения — 2011. — СПб.: Лики России, 2012. — С. 178–188; 2) Глухов А.И. Эпическая поэзия М.Ю. Лермонтова. — Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 1982. — 209 с.; 3) Годенков И.А. Авторская позиция в поэмах «Тамбовская казначейша» М.Ю. Лермонтов и «Параша» И.С. Тургенева // Актуальные вопросы современного лермонтоведения: Литературоведение. Киев, 1989. С. 66–67; 4) Гуменная Г.Л. Героини в шутливых поэмах Пушкина и Лермонтова («Домик в Коломне» и «Тамбовская казначейша» // Методология и методика историко-литературного исследования. — Рига: Латв. ун-т, 1990. — С. 81–83; 5)Журавлева А.И. Несколько замечаний о поэме «Тамбовская казначейша» // Лермонтовское наследие в самосознании XXI столетия. — Пенза: РИО ПГСХА, 2004. — С. 41–44; 6) Канищев В.В., Мизис Ю.А. Внешний облик Тамбова первой трети XIX в. и исторические реалии поэмы М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. — № 12 (128). — С. 376–384; 7) Кормилов С.И. Поэзия М.Ю. Лермонтова. —М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. — С. 103–106; 8) Кривонос В.Ш. «Тамбовская казначейша» М.Ю. Лермонтова и «Коляска» Н.В. Гоголя // Лермонтовские чтения — 2008. — СПб.: «Лики России», 2009. — С. 64–78; 9) Кривонос В.Ш. «Тамбовская ソ・4rbDказначейша» М.Ю. Лермонтова: провинциальный город и провинциальный код // Лермонтовские чтения — 2009. — СПб.: «Лики России», 2010. — С. 70–83; 10) Мануйлов В.А. «Тамбовская казначейша» // ЛЭ. — С. 561–562; 11) Найдич Э.Э. Примечания // Лермонтов М.Ю. Полн. собр. стихотворений: В 2 т. 3-е изд. — Т. 2. — Л., 1989. — С. 643–644. (Б-ка поэта. Большая серия); 12) Панаев И.И. Из «Литературных воспоминаний» // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Худ. лит., 1989. — С. 305–311; 13) Пумпянский Л.В. Лермонтов // Пумпянский Л.В. Классическая традиция: Собр. трудов по истории русской литературы. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 630–631; 14) Серман И.З. Михаил Лермонтов. Жизнь в литературе: 1836–1841. — М.: РГГУ, 2003; 15) Скибин С.М. Функция иронии в формировании жанра реалистической поэмы: На материале шутливоиронических поэм М.Ю. Лермонтова («Сашка», «Тамбовская казначейша», «Сказка для детей») // Жанровое своеобразие произведений русских писателей XVIII–XIX веков. — М.: МПГУ, 1980. — С. 31–42; 16) Смирнова Н.В. Жанр шутливой поэмы в русской литературе 1820–1830-х гг. Автореф. дис… канд. филол.н. Горький, 1985. 12 с.; 17) Эйхенбаум Б.М. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки // Эйхенбаум Б.М. О литературе: работы разных лет. — М.: Наука, 1987. — 450 с.; 18) Юхнова И.С. Особенности повествования в поэме Лермонтова «Тамбовская казначейша» // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. — Тверь: Изд-во ТГУ, 1999. — С. 200–201.

И.С. Юхнова