«БАЙРОНИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ»
Обобщенный образ человека, созданный Дж.Г. Байроном, отражающий байроновские представления о человеческой личности и во многом близкий самому автору. Герои поэм и драм Байрона различны, однако во всех образах, созданных английским поэтом, можно проследить некую общую идею, выделить черты, сближающие их всех.
«Б. г.» отличается от прочих людей уже внешне. Несмотря на юность, его лоб изрезан морщинами — свидетельством силы его переживаний. Взгляд героя также выразителен: он может быть мрачным, пламенным, таинственным, пугающим (до такой степени, что лишь немногие способны выдержать его), может гореть гневом, яростью, решимостью, по нему можно догадаться о тайных страстях, терзающих «Б. г.».
Соответствует масштабу личности героя и обстановка, в которой он изображен: над морем, у входа в пещеру (Корсар), в ночи на узкой горной тропе (Гяур), в старинном мрачном замке (Лара).
«Б. г.» горд, угрюм, одинок, а владеющая им страсть поглощает его целиком, без остатка (страсть Селима к Зулейке, желание Гяура отомстить Гассану). Стремление героя к свободе неукротимо, он бунтует против любого принуждения, ограничения, даже против существующего миропорядка (Каин).
Рядом с таким героем обычно находится его возлюбленная — полная противоположность ему, кроткое, нежное, любящее существо. Она единственная, кто может примирить «Б. г.» с миром и укротить его буйный нрав. Гибель возлюбленной означает для героя крушение всех его надежд на счастье, утрату смысла существования (Гяур, Манфред).На существование такого обобщенного типа «Б. г.» указывал еще А.С. Пушкин. По наблюдению русского поэта, в лице своего героя Байрон выводит «призрак себя самого». Пушкин называет «Б. г.» «мрачным, могущественным», «таинственно пленительным» [3; 37].
Исследователь М.Н. Розанов характеризовал такого героя как «титанического» [4; 127]. В.М. Жирмунский в исследовании «Байрон и Пушкин» говорит о «Б. г.» не только как о герое произведений Байрона.
Титанический, героический образ, созданный Байроном, оказался настолько интересным его современникам, что черты «байронизма» можно обнаружить и в произведениях других авторов. Т.о., «Б. г.» перестает принадлежать одному Байрону и превращается в своеобразный социокультурный феномен, продолжающий традиции английских «страшных романов» XVIII в. и по-новому переосмысленный авторами XIX в. В русской литературе, в частности, в творчестве Пушкина, которому и посвящена монография В.М. Жирмунского, «Б. г.» развенчивается, показывается не только его сила, но и его слабость.
Из современных исследований, посвященных данной проблеме, особенно интересна работа «Байрон и романтизм» (Кембридж, 2002) Джерома Макганна, автора нескольких книг о Байроне, а также редактора полного собрания его сочинений. Ключевыми понятиями для данной работы являются «маска» и «маскарад». По мнению Макганна, «Б. г.» — это своеобразная маска, надеваемая Байроном не с целью скрыть свое истинное лицо, а напротив, с целью показать его, так как парадоксальным образом «Байрон надевает маску и оказывается в состоянии говорить правду о себе» [5; 146]. Маска выступает как средство самопознания: поэт, изображая близкого, но не тождественного себе героя, стремился объективировать себя, исследовать собственные мысли и чувства. Однако этот способ самопознания несовершенен, так как в конечном счете созданные Байроном герои действуют согласно его «поэтическим приказам».
К «маскам» Байрона Макганн относит не только вымышленных персонажей — Чайльд-Гарольда, Гяура, Корсара, Лару, Манфреда — но и образы реальных исторических лиц, появляющиеся в байроновском творчестве: Данте, Торквато Тассо, Наполеона.
Отчасти отношения Байрона и «Б. г.» напоминают отношение Л. к «лермонтовскому человеку», однако есть и некоторые различия. Герой Л. не обязательно его «маска», его самопроекция.
Поэта интересуют и другие, непохожие на него герои, «простые люди»: рыбаки, крестьяне, горцы, солдаты, а впоследствии — и старый «кавказец» Максим Максимыч. Интерес Л. к другому проявляется и в том, что он обращается к образу соседа в ст. «Сосед» (1830 или 1831), «Сосед» (1837), «Соседка» (1840).
Это несходство двух поэтов особенно ярко видно при сопоставлении байроновской поэмы «Лара» и лермонтовского романа «Вадим». И Лара, и Вадим — вожди крестьянского восстания, трагические демонические личности. Но если Байрона занимает лишь душевная жизнь Лары (и отчасти влюбленной в него девушки, которая под видом пажа сопровождает его), то Л. так увлекся изображением простых людей, что они заслонили собой образ Вадима и получились с художественной точки зрения убедительнее его. Однако на раннем этапе творчества герои Байрона — мятежные, непонятные, одинокие — были именно теми людьми, к которым Л. испытывал «эстетический интерес». Байрон привлекал юношу Л. силой, страстностью, энергией, жаждой деятельности. Именно такие герои преобладают в его раннем творчестве: Вадим, мстящий Рюрику за смерть Леды и порабощение родного Новгорода, Фернандо, стремящийся вырвать Эмилию из лап коварного Соррини, и т.д. Даже Корсар из ранней поэмы, написанной еще до знакомства с Байроном в подлиннике, уже наделен этими чертами характера. Следовательно, интерес Л. к сильным и страстным личностям объясняется не подражанием Байрону, а внутренней потребностью самого поэта изображать именно таких людей. Русский поэт искренне восхищался британским гением, однако хотел «достигнуть» его, т.е. сравняться с ним по силе своего таланта, известности, степени оригинальности творческой и личной судьбы, а не уподобиться ему.
Лит.: 1) Белова Н.М. Байронический герой и Печорин. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2009 – 95 с.; 2) Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы. — Л.: Наука, 1978. — 424 с.; 3) Пушкин А.С. Полно. собр. соч.: В 10 т. — т.VII. — Л.: Наука. Ленингр. Отд-ние, 1977–1979; 4) Розанов М.Н. Очерк истории английской литературы XIX века. Часть первая. Эпоха Байрона. — М.: Государственное издательство, 1922. — 247 с.; 5) McGann, Jerome J. Byron and Romanticism. — Cambridge: CambridgeUniversity Press, 2002.
Т.С. Милованова