ИСПОВЕДЬ

как литературный жанр теснейшим образом связана с духовной практикой церковной жизни, с таинством покаяния и отпущения грехов, что определило как тональность напряженного самосознания и искреннего раскаяния, так и специфику раскрытия «авторского Я», своеобразие развертывания «сюжета» покаянных воспоминаний о жизненном пути, событиях внешней и внутренней жизни и др. жанровые особенности И. В истории литературы выделились несколько типологических разновидностей И. как жанра. В первую очередь это прозаическая покаянная «автобиография» («Исповедь» Блаженного Августина, ок. 400 г.; «Исповедь» Ж.-Ж.Руссо, 1766-1769; «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» Д.И.Фонвизина, 1791; «Авторская исповедь» Н.В.Гоголя, 1847 и др.). Не меньшую распространенность в лирике романтизма получил поэтический жанр И., в полной мере раскрывавший лирический, субъективно-эмоциональный потенциал этой жанровой формы. Поэтическая И. была глубоко родственна эстетической установке романтизма на абсолютную свободу творческого самовыражения; наряду с другими неклассическими жанрами, порожденными новой, романтической эпохой (баллада, дума, видение, сон, отрывок, молитва и др.), И. создавала возможность полнейшего раскрытия внутреннего мира лирического «Я»; особую внутреннюю силу исповедальному жанру придавала установка на абсолютную искренность перед лицом Высшего Судии. Элементы лирической И. развивались в русской литературе в произведениях Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, Е.А.Баратынского, И.И.Козлова и др. При изучении генезиса, структуры и судьбы жанра лирической исповеди представляется важным разграничивать собственно И., обозначенную т.о. самим автором, и ст. исповедальной тональности, несущие элементы других жанровых моделей, прежде всего элегической.

В лирике Л. присутствуют как ст. имеющие авторское жанровое обозначение «И» («Покаяние», «Исповедь» («Я верю, обещаю верить…»), поэма «Исповедь»), так и косвенно связанные с исповедальной тональностью. Специфика обращения поэта к этому жанру определяется и тем, что собственно лирические его воплощения соседствуют с лиро-эпическими; он создает проникнутый лиризмом жанр поэмы-исповеди, в котором лирическая ситуация последнего в жизни монолога героя становится центром сюжета, а то и единственным его содержанием (см.: «Исповедь», «Боярин Орша», «Мцыри»); важное значение имеют исповедальные мотивы (как в прямом, так и в переосмысленном виде «ложной исповеди») также в построении повествования в романе «Герой нашего времени» (прежде всего в «Журнале Печорина»).

Главная загадка, которую оставляет читателям лермонтовский жанр И., – часто звучащий в ней мотив невозможности, обреченности и как будто бессмысленности самого лирического высказывания. Путь к постижению истинного духовного смысла И. лермонтовского человека сложен и противоречив. Так, в юношеском ст. «Покаяние» дева жаждет не столько облегчить душу, сколько таким способом сохранить память о собственной жизни («Я спешу перед тобою / Исповедать жизнь мою, / Чтоб не умертвить с собою / Всё, что в жизни я люблю…» [I; 29]). В дальнейшем в поэмах (особенно в поэме «Исповедь»), обращаясь своему исповеднику, герой словно ощущает некий страх – и перед темными глубинами собственной души, взглянуть на которые без надежды на самооправдание должна бы позволить И., и перед собственной слабостью. «А душу можно ль рассказать?» – не случайно эта строка как лейтмотив повторяется во всех трех «исповедальных» поэмах Л. (ср. общеромантический мотив «мук слова», «невыразимости» подлинных чувств, призывы к «молчанию» и др.).

Не открываясь своему исповеднику, и герой «Исповеди», и Арсений в поэме «Боярин Орша», и Мцыри, казалось бы, поступают под влиянием сходного импульса – последней вспышки гордыни. Однако, если таинственность непроясненного сюжета «Исповеди» лишь намекала на «тайну страшную», «тайну гибельную» героя, то драма любви Арсения уже лишена даже намёка на возможность действительного «преступления», совершенного героем не в глазах людей, а по высшему, абсолютному моральному закону; душа же юного Мцыри и вовсе свободна от земного греха – почему, несмотря на повторение лейтмотива «отказа от исповеди» («А душу можно ль рассказать?..»; «Верь моим словам / Или не верь, мне всё равно…»; [IV; 150]), герой как раз находит в себе внутреннюю силу не только прожить три дня свободы, но и рассказать о них (ср. композиционно оформляющие монолог героя риторические вопросы – некие «части» И.: «Ты слушать исповедь мою / Сюда пришел…»; «Ты хочешь знать, что видел я / На воле?…»; «Ты хочешь знать, что делал я / На воле…»; [IV; 150, 152,154]). Раскрыв душу своему исповеднику, герой обретает возможность приблизиться к истинному смыслу пережитых духовных странствий и открыть их смысл: возвращения через смерть «домой», к истинной духовной родине человека («И с этой мыслью я засну / И никого не прокляну» [IV; 171]).

Лирическая ситуация И. преображает душу лермонтовского героя-бунтаря – ср. в ст. «Исповедь», вслед за эпатажным началом («Я верю, обещаю верить, / Хоть сам того не испытал, / Чтоб мог монах не лицемерить / И жить, как клятвой обещал…» [I; 201]) лирический герой именно в покаянном монологе открывает для себя греховность безотрадности ума, ранней старости души, гибельность всего того, чем привык жить и что получает возможность преодолеть благодаря исповеди («Его ничто не испугает, / И то, что было б яд другим, / Его живит или питает / Огнем язвительным своим» [I; 201]). Даже привнесение в характерную для жанра И. лирическую ситуацию общеромантического мотива противопоставления гордого человеческого «Я» прочим людям, «толпе», исповедальность у поэта пересиливает гордыню: ведь, не желая открываться людям, он, по сути, признает лишь один – Высший Суд («И пусть меня накажет Тот, / Кто изобрел мои мученья…» («Я не хочу, чтоб свет узнал…»)), образ Неба, определяющий эмблематико-аллегорический план произведений исповедального жанра у поэта («И, кроме бури и громов / Он никому не вверит думы» [II; 95]), окончательно делает его И. не просто формой лирического самовыражения, но именно предстоянием перед Богом и подлинно метафизической возможностью очистить душу от греха, возвратиться к жизни вечной.

Лит.: 1) Василенко А.Н. Исповедь как форма самовыражения личности: (На материале стихотворений М.Ю.Лермонтова) // Личность в межкультурном пространстве. – М.: РУДН, 2008. – Ч. 2. – С. 156-160; 2) Григорьева Н.И. Жанровый синтез на рубеже эпох: “Исповедь” Августина // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. – М.: Наука, 1989. – С. 229-276; 3) Исповедальные тексты культуры. Материалы межд. конференции / под ред. М.С. Уварова. – СПб.: СПбГУ, 2007. – 300с.; 4) Метафизика исповеди: Пространство и время исповедального слова. Материалы Международной конференции. – СПб.: Институт биологии и психологии человека, 1997. – 266с.; 5) Песков А.М., Турбин В.Н. Исповедь // ЛЭ. – С. 201; 6) Казанский Н.Н. Исповедь как литературный жанр // Вестник истории, литературы, искусства, 2009. – Т.6. – С. 73-90; 6) Марков Б.В. Исповедь и признание. // Перспективы метафизики. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков: Материалы международной конференции. – СПб.: СПбГУ, 1997. – С. 51-59; 7) Уваров М. Архитектоника исповедального слова. – СПб.: Алетейя, 1998. – 256 с.; 8) Щенников Г.К.“Журнал Печорина” и “Исповедь” Ставрогина: Анализ деструкции личности // Изв. Урал. гос. ун-та, 2000. – № 17. – C.154-162; 9) Юхнова И.С. Исповедь в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н.И.Лобачевского. Сер. : Филология, 2004. – Вып. 1. – C. 12-16.

Т.А.Алпатова