ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ЛЕРМОНТОВА.

В основу периодизации пути Л.-писателя обычно закладываются два базовых принципа: биографический и собственно творческий. Определение периодов творческой деятельности Л. осложняется двумя обстоятельствами: ее недолгий срок (1828–1841 гг.) и неполнота биографических сведений о писателе. Традиционно предлагаются два принципа разделения творчества Л.: «широкая» периодизация (первый период — 1828–1836 гг. и второй период — 1836–1841 гг.) и «точная» периодизация (первый период — 1828–1832 гг., второй период — сер. 1832 — середина 1837 гг., третий период — сер. 1837 — сер. 1841 гг.).

В основе первого подхода лежит мысль, что произведения до 1837 г. отличаются разной степенью и характером незрелости и представляют собой подготовительный этап к истинно художественному творчеству 1837–1841 гг. При всей справедливости этой мысли уязвимыми остаются два момента: не все произведения до 1837 г. попадают в категорию незрелых, кроме того, слабо учитывается этапность эволюции творчества Л. в контексте его биографии.

Более точным является выделение трех периодов: 1828 — середина 1832 гг.; середина 1832 — середина 1837 гг.; середина 1837 — середина 1841 гг. Этот подход базируется на учете следующих факторов: возраст, жизненные обстоятельства, творческая эволюция писателя. Первый период обычно называют «юношеским», что оправдано и в силу возраста, и в силу интенсивного поиска юным Л. своей индивидуальной творческой манеры. Юношеский период совпадает с учебой Л. в Московском университетском Благородном Пансионе (1828–1830), а затем на отделении словесности Московского университета (1830–1832), поэтому он может быть также назван «Московским» периодом. При этом целесообразно разделить 1832 г. на два временных отрезка, относящихся к двум последовательным периодам: главные события первого из них — увольнение из Моск. ун-та (с пометой «Consil. abeundi») и переезд в Санкт-Петербург 31 июля 1832 г.; второго — поступление в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (9 окт. 1832 г.). К началу осени 1832 г. относятся свидетельства биографического плана, позволяющие говорить о новом жизненном цикле Л., начавшемся после расставания с В.А. Лопухиной, конфидентная переписка с М.А. Лопухиной). Из переписки с последней явствует, что творческий поиск Л. претерпевает изменения: в письме к М.А. Лопухиной от 28 авг. 1832 г. Л. с горечью говорит о кризисе в работе над романом «Вадим»; к своему 18-летию Л. собирается оставить сочинительство, об этом свидетельствует письмо от М.А. Лопухиной от 12 окт. 1832 г.: «Вы хорошо сделаете, если пришлете, как Вы говорите, все, что Вы до сих пор написали; Вы можете быть уверены, что я честно сохраню присланное; и Вы же будете в восторге, найдя это когда-нибудь» [4].

Следующий, «Петербургский», период охватывает 5 лет (середина 1832 — май 1837 гг.). Главные жизненные события периода: учеба в военной Школе (1832–1834), производство в корнеты (конец 1834), служба в лейб-гвардии Гусарском полку (1835 — февр. 1837), дело о непозволительных стихах (февр. — март 1837), отъезд из Петербурга, прибытие на Кавказ, в Пятигорск (март — май 1837). Самым драматичным событием в личной жизни Л. стало замужество В.А. Лопухиной. Именно оно определило особенности понимания и художественного изображения феномена любви в творчестве Л. до самого конца его писательской деятельности (май — июнь 1841). Значимыми в личном и творческом плане также были встречи с Е.А. Сушковой в 1834–1835 гг., сыгравшие важную в строительстве сюжета дальнейших прозаических произведений (отношения с Лизой Негуровой, игровая часть интриги с княжной Мери).

В творческом отношении Петербургский период отличает последовательный переход Л. от инерции романтического стиля к новому стилевому уровню, что означало включение опыта юношеского периода в процесс поиска полноты и совершенства художественного выражения своих писательских идей. Наиболее значительными произведениями были поэма «Хаджи Абрек» (1834) (совпавшая с поздним этапом работы над романом «Вадим»), «Боярин Орша» (1836), драмы «Маскарад» (1835), «Два брата» (1836) (последняя по художественным достоинствам заметно уступала «Маскараду», однако пролагала путь к началу нового периода в 1837 г.), незавершенные романы «Вадим» (работа остановлена в 1834 г.) и «Княгиня Лиговская» (1836–1838) (сюжетный потенциал романа был исчерпан к маю 1837 г.). Для появления лирики у поэта в Петербургский период не было лирического повода и вдохновения. Лирический паралич в поэзии Л. длился от скандальных эротических стихов времени учебы в военной Школе (своеобразное возмездие за катастрофу любви в 1831–1832 гг.) до 1836 г. — времени появления одухотворенных и целомудренных молитв, «Молитвы странника» (1836), «Молитвы» (1837) («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»).

Третий (последний) период жизни и творчества Л. (май 1837–1841) является временем творческой зрелости и возрастающей степени художественного совершенства его произведений. По аналогии с предыдущими двумя, его можно назвать Кавказским периодом, хотя в эти годы Л. провел в Петербурге едва ли не в 2 раза больше времени, чем на Кавказе. Справедливее было бы именовать его Кавказско-Петербургским периодом, если бы не то обстоятельство, что он начинается и заканчивается на Кавказе, и это не простое обрамление – годы последнего периода поглощены кавказским содержанием, пронизаны общим духом, организуют единое пространство жизни. Примечателен и вектор перемещений Л.: уже нельзя сказать, что он ездит и возвращается с Кавказа в Петербург — Л., начиная с 1837 г. ездит и возвращается на Кавказ.

Для творчества Кавказского периода характерна насыщенность произведений Л. точностью и совершенством художественной формы, гармоничным сочетанием изобразительно-выразительных средств, передачей разноуровневых глубоких смыслов; все его произведения носят обобщающий характер, что обусловливает художественную преемственность и единство всей литературы Л. Зрелые, поздние работы Л. неизменно имеют произведения-корреляты в его раннем и среднем периодах творчестве: н-р: «Поле Бородина» (1830) — «Бородино» (1837); «Последний сын вольности» (1830) — «Песня про царя Ивана Васильевича…» (1837); эпизод с пленной турчанкой Зарой из «Вадима» (1832) — «Бэла» (1839); I–V редакции «Демона» (1829–1834) — VI–VIII редакции (1837–1839); незавершенные романы «Вадим» (1831–1834), «Княгиня Лиговская» (1836–1838) — законченный роман «Герой нашего времени» (1837–1841) (учитывая начало работы над текстами «Княжны Мери», «Тамани» и предисловие 1841г.) и др.

Возможна более подробная и дробная периодизация, н-р, разделение 1838–1839 гг. и 1840–1841 гг. или выделение произведений 1841 г. (повесть «Штосс» и даже лирику мая — июня) в качестве начала нового этапа творчества.

Лит.: 1) Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. — М.: Худ. лит., 1977. — 650с.; 2) Бродский Н.Л. М.Ю. Лермонтов. Биография. — М.: Гослитиздат, 1945. — 348 с.; 3) Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. — М.: Издание В.Ф. Рихтера, 1891. — 484 с.; 4) Захаров В.А. Летопись жизни и творчества Лермонтова. — М.: Русская панорама, 2003. — 704с.; 5) М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Худ. лит., 1989. — 671 с.; 6) Мануйлов В.А. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. — М.-Л.: Наука, 1964. — 198 с.; 7) Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. — М-Л.: Изд-во АН СССР, 1961. — 372с.

Г.В. Москвин